Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 станицы Фастовецкой Тихорецкого района Краснодарского края
НА ГЛАВНУЮ   О САЙТЕ   ПУБЛИКАЦИИ   ДОКУМЕНТЫ   КОНТАКТЫ   ГОД УЧИТЕЛЯ
Используются технологии uCoz
 
Рисунок
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение средняя
общеобразовательная
школа №3 станицы Фастовецкой
Тихорецкого района
Краснодарского края
   








Педагогическая династия Шевченко Нины Федоровны


Педагогическая династия моей семья началась с Шевченко Нины Федоровны, моей бабушки. С раннего детства меня воспитывала прабабушка – Прасковья Гавриловна Батищева. С ее слов я знала, что Ниночка уважаемый всеми человек, работает в краснодарской школе, и мне непременно нужно брать пример именно с нее. Когда собирались дети бабушки, то все к этому событию тщательно готовились: убирались в старой хате, натиралась до блеска посуда, крахмалились занавески. Шутка ли, в станицу едут гости из гости, да еще и учителя. «А зятья-то у Прасковьи грамотные, в институте преподают», - перешептывались соседки, весело щелкая семечки на лавочке за двором. Когда приезжали гости, во дворе становилось шумно и весело, а в просторной хате почему – то тесно. Женщины кружились возле матери, помогая собирать на стол и раскладывая на стол городские гостинцы, а мужчины с важным видом усаживались на деревянные лавки и чинно беседовали. Было хорошо заметно, что за прошедший год все очень соскучились. Бабушка Паша исподволь разглядывала дочерей, и лицо её озаряла радостная улыбка. Глаза ее ярко блестели, щеки покрывал легкий румянец, движения становились быстрыми, и казалось, что она помолодела, сбросила десять, а то и двадцать лет. Накрывался большой стол, и дружная семья рассаживалась за ним по старшинству. Семья много перенесла невзгод: и голод, и войну, и развод родителей, а потом смерть отца и брата Алексея, поэтому за первой стопкой желали здравия всем присутствующим и за упокой умерших, добавляя, что «тем, кто далече, хай, легенько икнётся». После обеда три сестры Вера, Мария и Нина мыли посуду и обсуждали житейские дела, а мужчины шли на экскурсию по огороду к реке. Из малышей в то время я была одна, поэтому вертелась все время под ногами у взрослых и прислушивалась, о чем они говорят. Из трех бабушек особенно близка моему детскому сердцу была бабушка Нина. Она всегда была спокойной, улыбчивой, доброй. Могла рассмешить и пожалеть. От нее шло душевное тепло, как от весеннего солнца, и хотелось прижаться и доверить все душевные тайны. Вечером, когда солнце клонилось к закату, ставили на стол и зажигали керосиновую лампу, и к реке неслась задушевная песня о любви казачки и о несчастной ее судьбе. Звонкие голоса успокаивали, и я тихо засыпала на руках бабушки Паши. Немного погостив, дочери разъезжались по своим городам, а мы ждали, когда нам напишут письма.

Прошли годы, ушли многие родственники из жизни, но дружба с бабушкой Ниной сохранилась. Уже став студенткой первого кура, я часто ее навещала, и мы за чашкой чая, обсуждали всевозможные темы. Однажды зашел разговор о профессии учителя. Я спросила, почему она выбрала именно эту профессию? В ответ на это она рассказала историю своей жизни. Семья Батищевых была довольно бедной. Отец зарабатывал мало, был и рыбаком, и заготовителем пушнины, пойманную рыбу он продавал на базаре, а так как был добрый, то часто даже раздавал. Мать пошла работать в колхоз, поэтому семья жила в основном за счет огорода и единственной коровы. В семье росли три дочери и два сына. Младший Миша умер в раннем детстве от скарлатины. Вскоре ушел из семьи отец. Оставшись одна, Прасковья Гавриловна, собралась с силами и продолжила воспитывать детей. Вскоре окончив восемь классов и ФЗУ, уехала из дома в город старшая дочь Вера. Там она встретила земляка, боевого офицера, и вышла замуж. Муж оказался очень порядочным, и говорили, что она живет очень хорошо. После войны он окончил Полтавское военное училище и там остался преподавателем НВП. Спустя годы семья перебралась в Днепропетровск, и Николай Александрович 22 года преподавал в Горном институте (он умер за кафедрой, у него остановилось сердце). Семья так обеднела, что на зиму была одна пара валенок. Поэтому в школу ходили по очереди. Средней, Марусе, учеба давалась с большим трудом. Мать грустно вздыхала, сама не грамотная, она понимала, что детям не прожить без образования. Зато Ниночка, младшенькая, ее радовала. Марусины стихи она рассказывала так, что они аж от зубов отскакивали. Сын, Алеша рос прилежным мальчиком со средними способностями, он рано самоучкой научился играть на гармошке. В довоенной станице такой талант ценился на вес золота, и Алеша вечерами пропадал в кругу старших ребят. Летом в саду дети собирались со всего квартала, чтобы поиграть, попеть или поплясать. Бойкая Нина часто играла в школу. Сама себя она представляла в роли классной дамы. Но дети, часто прыская в кулак от смеха, долго играть не хотели и убегали играть в горелки. С Ниной оставалась лишь лучшая подруга Люба сейчас Любовь Михайловна Шелудешева – учитель-ветеран школы. Девочки мечтали, как они вырастут и уедут учиться в город. Прошло время, и после окончания школы подруги сели на поезд и отправились в Краснодар. Люба хотела поступить в мед институт, а Нина – в педагогический. Девушки сдали экзамены, и оказалась, что Люба не прошла по конкурсу. А в педагогический ещё оставался один день. Так волей случая подруги поступили в пединститут, его окончили и стали замечательными учителями. И еще один случай круто изменил жизненные планы Ниночки. На каникулах она приехала домой. Вечером Маруся в то время вернувшаяся с фронта, пригласила Нину в клуб, на танцы. В душном помещении бывшего казачьего правления толпилась молодежь, местных ребят было мало, зато солдаты, стоявшей в стороне воинской части, громко разговаривали и весело отплясывали. Как принято, девушки весело смеясь, сбились в стайку в углу. Вдруг к Марусе подошел капитан и пригласил ее на танец. Все так и ахнули. В тот вечер Нина познакомилась с молодым солдатиком из Армавира – Сережей. После танцев сестры вернулись бегом домой. А через час в дом ввалились с гармошкой сваты. Капитан пришел сватать Марусю. Через три дня сыграли свадьбу, и молодожены уехали вместе с воинской частью в город Армавир. После всех событий Нина так и забыла бы солдатика Сережу, но он начал ей писать письма. Завязалась дружба, которая переросла в более сильные чувства. Нина окончила институт и в это же время Сергея комиссовали. Он приехал в Краснодар, и они расписались. Молодой педагог Нина Федоровна поступила на работу в Кубанский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет, а ее любимый Сережа поступил на заочное отделение пединститута. Молодым было очень трудно, но Ниночка не унывала и чем могла, помогала Серёже. Через год родилась дочь Людочка. Родители были вне себя от счастья. Они мечтали, что в их семье должно быть не менее пяти. Рано осиротевший Сергей очень любил детей. Но по состоянию здоровья детей больше не было. Когда Сергей окончил пединститут его взяли на кафедру физики, сначала аспирантом, а затем преподавателем. Днём Сергей Никифорович преподавал студентам, а по вечерам занимался научной работой. Нина Фёдоровна перевелась в вечернюю школу комвольно-суконного комбината, так было ближе к дому. Семья зажила тихою, спокойною жизнью. Муж и жена не только любили и уважали друг друга, но они ещё были и единомышленниками, их объединила профессия. С годами всё больше становился круг друзей и знакомых. Всё большее количество бывших учеников поздравляли с праздниками. В 1965 году после окончания школы приехал в гости любимый племянник Славик. Юноша мечтал о путешествиях, с раннего возраста любимым предметом была география, а кумиром дядя Серёжа. Поэтому вопрос о выборе профессии не стоял. Уже через месяц самостоятельной подготовки первокурсник Блохин Славик ехал на уборку винограда в Тамань. Студенческие годы пролетели быстро и весело в экспедициях и походах, но голос родной земли, запах лугов и раздолье полей часто снились. « Хочу домой», - твердо сказал сам себе и приехал домой. Места для работы в родной станице не было, и он уезжает в станицу Балковсую. Там молодой учитель приобретает первый свой педагогический опыт. Как и его родители, свою судьбу он встречает на летней танцплощадке своей станицы. Молоденькая голубоглазая девушка без ума влюбилась в весёлого обаятельного учителя, который так лихо исполнял песни под гитару и смешил всех подружек. Он рассказывал о далёких неведомых землях, незнакомых народах. Его Оля могла слушать все дни на пролёт. К тому же он был самым галантным кавалерам, самым смелым, самым порядочным и воспитанным. В августе 1969 года сыграли шумную свадьбу, на которую были приглашены более 200 гостей. Родители очень гордились единственным сыном, да ещё и тем, что он учитель. Молодой жене приходилось очень рано вставать, чтобы внешний вид мужа соответствовал его статусу. Для станичников сельский учитель это и эталон моды, и эталон поведения. Легко вжился в школьный коллектив местной школы, когда через два года вернулся работать в родную станицу. Любили его за открытость души, за доброту, юмор. Ученицы старших классов поголовно были в него влюблены и тайком о нём вздыхали. Ежегодно уезжал молодой географ на турслёты, уходил в походы и научные экспедиции. Привозил домой новые песни, друзей, записи и заметки. А ещё на его опыте воспитывалось огромное количество детей. За ним они шли и в огонь и в воду. Однажды произошёл курьёзный случай. Прошёл по школе слух, что его призывают в армию. На следующие день ученики 10 класса написали письмо в комиссариат, с просьбой не оставить любимого учителя и явились все в военкомат. Просьба учеников была удовлетворена. В 1970 году родилась я ^ старшая дочь Ирина. Сколько помню, лапа брал с собой меня по всем походам. Такая бродячая жизнь всегда полна романтики. Учишься любить свою Родину, приобретаешь много друзей. Поэтому выбор профессии был предопределён, только оставалось выбрать, какой наукой я буду заниматься. Выбор пал на биологию. Уже 16 лет я работаю в родной школе. У меня уже сотни своих выпускников, но всегда я чувствую локоть своего отца, бабушек и дедов. Вячеслав Гаврилович имеет звание «Ветеран труда», учитель высшей категории, награждён двумя грамотами министерства образования СССР и России. Даже выйдя на пенсию, он продолжает трудиться. Любовь его к малой Родине проявилась в литературном творчестве. Вячеслав Гаврилович опубликовал множество статей по краеведению в газете «Тихорецкие вести», написал книгу «Мой край - моя станица Тихорецкая (Фастовецкая)». И сейчас он часто приходит на уроки кубановедения и классные часы. Ребята слушают, затаив дыхание. Общение с ним им доставляет огромное удовольствие. Среди его учеников можно назвать Батютина Александра Викторовича (директора МОУ сош№3), Овсиенко Надежду Владимировну, завуча по УВР сош№3, Берлизову Елену Эдуардовну, завуча по УВР Алесеева Василия Николаевича, главу сельского поселения ст. Фастовецкой и многих других. Его ученики трудятся и живут в Германии, Украине и по всей территории России. Выпускник 1988 года Слепокуров А.П. в настоящий момент работает в Москве преподавателем в Академии культуры.

И ещё об одном педагоге следует добавить. Это двоюродная сестра Нины Фёдоровны, Александра Ильинична. Жена боевого офицера, мать двоих сыновей. Она проработала 45 лет преподавателем химии и биологии. К сожалению, о ней много сведений не сохранилось.

Когда я посчитала, сколько же наш общий педагогический стаж, то очень все удивились. Более 200 лет наш род несёт гордо почётное звание ПЕДАГОГ.

Я надеюсь, что династия педагогов на мне не прервётся. Мой младший сын с удовольствием копирует деда и настойчиво обучает плюшевых медвежат грамоте.

Андрющенко Ирина Вячеславовна, учитель биологии в МОУ СОШ № 3 ст. Фастовецкой

Design © 2006-2010 K.V. Ivanova


Используются технологии uCoz