Ведущий: В истории русского
народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по
уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде
всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при
помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по
его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется
думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал
«загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:
Ведущий: Встретились два
приятеля. 1-ый ученик: Привет! 2-ой ученик: Привет! 1-ый ученик: Все?
Отстрелялся? 2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось
содрать. Лепил, блин, такую чепуху. 1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в
эту химию. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у
меня прикинь глаза на лоб. 2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.
Ведущий: Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили
мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и
красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. 2007 год Указом
Президента Российской Федерации объявлен годом русского языка. У нас на Кубани
28 февраля 2007 года в г. Краснодаре прошла торжественная церемония открытия
Года русского языка. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка,
изучая русский язык, будем бороться за его чистоту Всему название дано – И
зверю и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. Язык и стар,
и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном мире – море – слов Купаться
ежечасно! (Шибаев).
Ведущий: Сегодня наше
занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике.
Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой,
загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много различных чудес, и
сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков
русского языка. В нашем соревновании принимают участие 3 – и команды. 1 команда
(дети хором) «Грамотеи» 2 команда (дети хором) «Всезнайки» 3 команда (дети
хором) «Любознательные» Представление жюри.
Ведущий: 1-ое задание:
«Алфавитная» - Ребята, сколько букв в русском языке? (33) Мне нужно по 1
человеку от каждой команды, надо назвать буквы в алфавитном порядке. За
правильный ответ 5 баллов. 2-ое задание: «Заблудившиеся буквы». - Сейчас я буду
читать вам четверостишия, в каждом из них есть слово, где вместо одной буквы
стоит другая. Если команда не отвечает, то помогает другая команда, поднимая
руку. За правильный ответ по 1 баллу. 1. Говорят один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На
крючок попался дом (сом). 2. Жучка будку (булку) не доела, Не охота, надоело!
3. Забодал меня котел (козел) На него я очень зол. 1. Врач напомнить должен
Мите: Не забудьте об одном, 10 цапель (капель) перед сном! 2. На пожелтевшую
траву Роняет лев (лес) свою листву. 3. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к
маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами. 3- е задание: «Дети».
Ведущая: У белки – бельчонок; у мыши – мышонок; у кукушки – кукушонок; у кошки
– котенок. - Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны! За правильный
ответ по 1 баллу. 1 команда: У вороны . ………..(вороненок) 2 команда: У
лошади………..(жеребенок) 3 команда: У лисы …………..(лисенок) 1 команда: У галки…………(галчонок)
2 команда: У свиньи ……….(поросенок) 3 команда: У коровы……. (теленок) 1 команда:
У козы………(козленок) 2 команда: У собаки…….(щенок) 3 команда: У
лягушки……(Лягушонок) 4 – ое задание «Найди пару». Ведущая: Лев – львица, волк –
волчица, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. Продолжим дальше. 1
команда Хобот…..(слон) Двугорбик….(верблюд) Фонтан……(кит) 2 команда
Будильник….(петух) Длинношеий….(жираф) Листоедка….(гусеница) 3 команда
Гавчик….(собака) Клешня…..(рак) Медоноска…. (пчелка). 7 –ое задание: конкурс
«Телеграмма».
Ведущая: Кто из сказочных
персонажей мог дать такие телеграммы: Правильный ответ 1 балл. 1 команда: Купил
семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка) 2 команда: Хвост нашли,
плакать перестал. (Ослик ИА) 3 команда: Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея
из сказки «Золушка») 1 команда: Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок) 2
команда: Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха) 3 команда: Ключ
достал. Скоро буду. (Буратино) Подведем итоги.
Ведущая: Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно
знать родной язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью
других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не
будет грязным». Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте
слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.
ЛИТЕРАТУРА: 1. О.Е. Жиренко
Е.В. Лапина Т.В. Киселева «Классные часы по этическому и эстетическому
воспитанию» 2. И.Г. Сухин «Занимательные материалы» 3. Л.Н. Яровая Л.П.
Барылкина «Внеклассные мероприятия» 4. В.В. Волина «Занимательная грамматика»
5. С.В. Кульневич Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе» 6.
Газета для «Педсовет» Учителя начальных школ.