Лаврентьева Валентина Николаевна,
учитель информатики СОШ №3
Тихорецкого района Краснодарского края Открытый урок ( мастер-класс).
Раздел программы: «Информационные и коммуникационные технологии.
Технология обработки числовых данных».
Тема урока: Электронные таблицы: построение графиков
тригонометрических функций
Цели урока:
• Определение степени сформированности у учащихся информационной
грамотности и компетентности путем проверки знаний по теме «Электронные
таблицы», умений и навыков по использованию полученных знаний при
решении конкретных задач (построение математических моделей).
• Развитие умения адекватно оценивать собственные и чужие
информационные продукты, развитие творческой активности учащихся.
• Воспитание любви к предмету, приобщение к информационной
культуре.
Методы, используемые на уроке:
• турнир на определение уровня информационной грамотности
и компетентности учащихся,
• индивидуальная работа над заданием и представление её в своей группе,
• презентация результатов своей творческой работы.
Тип урока: контролирующий; заключительный по теме «Электронные
таблицы» базового курса, проводится в 10 классе.
Межпредметные связи:
математика.
Структура урока
1. Подготовительный этап.
2. Турнир (опрос) по теме.
3. Выполнение и защита учащимися своих работ внутри группы, выдвижение
кандидата на защиту работы перед всем классом.
4. Защита своих работ представителями от групп с использованием
мультимедийного проектора.
5. Подведение итогов.
1. Подготовительный этап
- на предыдущем уроке учащиеся получили задание – перечень вопросов, на
которые нужно было найти ответы.
- все учащиеся группы делятся на 2 подгруппы (команды):
- выбирается инициативная группа – консультанты (она же – эксперты);
- при необходимости учителем назначается время консультации (до 2 мин).
2.
Турнир (опрос) по теме
Так как времени на турнир выделяется 10 — 15
минут, 1-я команда задаёт членам 2-й
команды только половину вопросов (по собственному выбору) домашнего задания.
2-я команда отвечает на вопросы. Затем
2-я команда задаёт оставшиеся вопросы членам 1-й команды. 1-я команда
отвечает на вопросы. Эксперты оценивают правильность и быстроту ответа. В
случае неправильного ответа, эксперты спрашивают других членов команды, пока
не будет дан правильный. Учитель
контролирует правильность ответов.
Вопросы:
-
Назовите профессии, которые, по вашим прогнозам, будут соприкасаться
с электронными
таблицами?
-
Назовите
приёмы форматирования данных.
- Назовите приёмы
форматирования таблиц.
- Как используется строка
формул?
- Какие возможности предоставляет мастер функций? - Какая
система связей существует в электронных таблицах? - Назовите
оптимальные приёмы управления данными
в электронных таблицах.
- Расскажите о графическом
представлении числовых данных.
3. Защита работ по группам
После проведения письменного
опроса учащиеся разбиваются на 2 рабочие группы по 4 человека
со сходной темой проекта. Учащиеся выполняют построение графиков
тригонометрических функций на компьютере. Каждому учащемуся дается по
2 минуты на защиту своей работы и по 1 минуте для ответа
на вопросы своей группы. После того как все учащиеся представили свои
работы, группа выбирает одну на защиту перед всем классом. Учитель
поочередно принимает участие в работе каждой из групп. Так как
выбор одной работы на общеклассную защиту связан с оценкой работы,
то учитель заранее (на предыдущем уроке) формулирует критерии оценки, что
позволяет учащимся адекватно оценить свои работы такого рода и
в дальнейшем. Но каждая группа
вправе выработать дополнительные критерии отбора работ, указав
и аргументировав их при всеобщем обсуждении.
-
Критерии оценки
проекта:
а) техническая реализация — достаточно полное использование возможностей
табличного процессора Microsoft Excel;
б) использование форматирования ячеек;
в) использование автозаполнения ячеек;
г) использование мастера функций;
д) правильное построение графиков тригонометрических функций ;
е) создание интересного оформления работы;
ж) дизайн, эстетическая привлекательность проекта;
з) использование знаний из других предметных областей (как влияют точки
разрыва на график
функций тангенса и катангенса?);
и) … критерии, выбранные группой.
4. Защита работ представителями
от групп. Подведение итогов
Презентация выбранных работ от групп проходит с использованием
мультимедийного проектора, с кратким комментарием авторов. При этом
не обязательно выбирается лучшая работа в классе. Важнее найти
«изюминки» в каждой работе.
Все работы записываются на диск и пополняют информационный школьный
банк.
ЭССЕ «Моя педагогическая философия»
По-моему, жизненная философия
учителя - это сумма многих слагаемых:
пример собственных школьных учителей, студенческая практика, а потом
рождение и воспитание своих двух сыновей. Ежедневно вижу испытующие детские
взгляды, которые всё видят. Радуюсь успехам, переживаю неудачи своих
учеников. Последний звонок! Третий мой выпуск, но снова слезы
на наших с ними глазах и трепетное: «Спасибо! Мы будем
приходить!» и… эти минуты остаются в памяти на долгие годы.
Мои
учителя…
С любовью вспоминаю своих учителей математики и физики,
благодаря которым, я ощутила тягу к учёбе, к знаниям. Они
остались в памяти— на всю жизнь, определили мою профессию. Первые
уроки в школе – это попытка копирования этих учителей.
Моя любимая книга…
Не могу назвать одну книгу…их
много. Люблю исторические книги о судьбах людей и государств. В каждой книге
народная мудрость – основа всей педагогики.
Мои дети …
Мои 2 сына выросли как-то незаметно. Закончили университеты. Младший- выбрал
мою профессию, а старший – мужа. Люблю своих сыновей – они часть меня. Среди моих учеников нет чужих детей – они
тоже мои дети. В этом году будет мой 3-й выпуск. Смотрю на них повзрослевших,
пытаюсь угадать их дальнейшую судьбу. Так хочется, чтобы всё у них сложилось
в жизни. Знаю, опять будут приходить за советом, делиться сокровенным… ведь
это мои дети.
Моя профессия в мое время…
Россия всегда славилась своими
учёными, мыслителями, фундаментальной наукой. Хочется верить, что
реформирование образования не разрушит то лучшее, что взращивалось веками. Будущее процветание
страны определяют ее граждане, а не ее природные ресурсы.
…Новая политика в образовании должна предоставить равные возможности
по принципу доступности качественного
образования учащимся из столичных городов и ребятам из российской глубинки.
Уверена, что скоро в стране появятся новые Ломоносовы.
Быть учителем – благородное занятие. Жаль, что всё меньше и меньше
выпускников выбирают этот путь в жизни… не престижно.
|