Тема: «Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский
язык». Что мы знаем о слове».
Цель: - Познакомить с новым учебником;
- повторить знания учащихся о слове, звуках и буквах;
- показать значимость изучения русского языка как
основного вида речевой деятельности;
- развивать умение соотносить звуковую и графическую
формы слова;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
1. Организация класса.
-
Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас
вновь отправиться в путешествие по
стране Знаний. В этом учебном году мы продолжим изучать свой родной русский
язык. А поможет нам в этом ваш друг — учебник
русского языка для З класса.
2. Знакомство с учебником.
-
Рассмотрите свой учебник. Что вы увидели
на обложке?
- Что вам уже знакомо? (Название, фамилии авторов).
- Какие герои будут вместе с вами изучать русский язык?
(Домовёнок
Афанасий и его дедушка Федор).
- Чем заняты Афанасий и его дедушка? (Говорят, слушают, пишут, читают).
- Почему на обложке учебника мы увидели героев за этими
занятиями?
Вывод: На уроках русского языка мы будем учиться говорить, слушать,
писать и читать. Это основные виды речевой деятельности.
- Русский язык как учебный предмет был у вас и во 2-м
классе. Что вы уже
узнали на этих уроках?
- Может быть, не стоит опять изучать этот предмет, вы всё уже знаете?
3. Обращение авторов
учебника к учащимся.
- Что же нового вы узнаете на уроках?
- Зачем нужны вам эти знания?
- В любом путешествии нужен компас, чтобы
не заблудиться. Таким компасом будут условные обозначения. Рассмотрите их на странице 3.
- Какие условные обозначения вам не знакомы? Что они обозначают?
4. Знакомство с разделами учебника.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.4.
Чем занят Афанасий? (Слушает любимую пластинку).
- Мы тоже вспомним то, что изучали во 2-м
классе. Наш первый раздел «Повторение>.
- А с чего мы начнём этот раздел? (Со слова, слогов, звуков и букв).
- Правильно, вспомним всё, что вы знаете о слове.
Слово – это единица языка, служащая для
наименования (названия) отдельного предмета, мысли или понятия. Слово –
это речь, способность говорить. (Это запись на доске).
- Много великих
людей, писателей, поэтов высказывались о слове. Вот
например, Л.Н.Толстой: «Слово — это выражение
мысли… и поэтому слово
должно соответствовать тому, что оно выражает».
- А что по вашему мнению является словом?
- Из чего же состоят слова?
5. Минута чистописания.
- Сейчас мы вспомним все звуки и буквы русского
алфавита, а некоторые
из них запишем. (Дети устно рассказывают алфавит).
- Поглядите, поглядите,
Пять соседок в алфавите:
Г, Д, Е, Ё, Ж
- Запишите эти буквы: Гг Дд Ее Ёё Жж
Герб, добро, Евгений, ёлка , жизнь.
- На какие группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные).
6. Грамматическая сказка.
- Послушайте сказку о звуках, буквах и словах.
Жили-были в одной волшебной
стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31.
Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно.
Шесть звуков были певцами. За певучесть и голосистость прозвали их...
(гласными).
Остальные 21 тоже были добрыми,
хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с
гласными, любили с ними рядом стоять.
И назывались они... (согласными). И вот однажды в этой стране появился
волшебник из другого королевства. Ему очень понравилась страна звуков, и он захотел познакомиться с
её жителями. Когда ан узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но
он ведь был волшебником добрым и поэтому решил каждому жителю подарить «костюмчик».
Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
-
Что вы уже знаете о букве? (Букву можно
увидеть, написать, прочитать).
- Но всегда ли мы можем правильно записывать слова?
- Что нам помогает не ошибаться? (Правила правописания).
- А как называются слова, которые не
подчиняются правилам? (Словарные).
7. Словарная работа. Разгадаем
кроссворд.
Для это нужно вспомнить словарные слова.
Вопросы: 7.
Продукт, из которого делают сыр, творог, сметану.
8. Назови одним словом: брюки, юбка, платье.
1. Крупный населённый
пункт.
2. Дедушка Снегурочки.
З. Каркуша.
4. Назови одним словом:
чашка, кастрюля, тарелка.
5. Птица – будильник.
(Дети записывают слова в тетрадь).
- Посмотрите на стр.5 новое словарное слово «класс».
Какая орфограмма есть в этом слове? Запишите слово, подчеркните орфограмму.
8. Работа по
учебнику.
-
На стр.4 есть упражнение № 1. Выполним
его все вместе, вспомним порядок работы с упражнением. (Записывают в тетради
отрывок из стихотворения, выделяют все изученные орфограммы).
- Обратите внимание на схему на стр.5. Как вы думаете,
для чего она
нужна? (Схема нужна чтобы правильно дать характеристику слову).
- Расставьте порядок работы над словом.
- С чего же надо начать анализ любого слова?
- Опираясь на схему, выполним анализ слова «день».
1. Лексическое значение слова — обозначает
время суток.
2. В слове 1 слог, дальше даётся характеристика каждого звука.
З. Подбор однокоренных слов — денёк,
дневной.
4. Отвечает на вопрос что? В предложении связано со словами — весь, стоит.
(Запись ведётся на доске и в
тетрадях).
9. Итог урока: -
Что такое слово?
- Для чего нам изучать свой язык?
-
В какой последовательности правильно
выполнять полный анализ
слова?
10. Домашнее задание: - записать 10
слов по теме «Лето»,
-
выполнить полный анализ одного слова.