Мониторинг качества обучения
(для пелагогов,
участвующих в профильном обучении).
Проведение
педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей
его
проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом
определяют
их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных
заданий и средств сбора дополнительной
информации, организацию объекта контроля и проведение
тестовых
срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку
полученных
данных,
анализ и интерпретацию результатов обработки. Всё это требует наличия у
мониторинга
определённой
динамической направленности, которая выражается в типах обследования или
контроля.
1. Сравнительный анализ мониторинга
даёт возможность сравнения обученности учащихся,
групп и классов.
2. Пролонгированный характер
предусматривает многократный сбор информации в течение
достаточно
длительного периода с определённым контингентом учащихся.
3. Констатирующий характер –
обследование, направленное главным образом на выявление
знаний
учащихся.
4. Диагностирующий характер -
обследование, направленное на установление причин
выявленного
состояния знаний учащихся.
5. Прогнозирующий характер -
обследование, на основании которого можно осуществлять
прогнозирование успешности обучения учащихся
в будущем, исходя из возможностей на данный
момент.
Педагогический
мониторинг по данным направлениям с успехом заменяет текущий, тематический
и
итоговый контроль, и не только заменяет, но и даёт намного больший коэффициент
полезного
действия.
Педагогический
мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определённую логически
законченную
схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели
и после мониторинга сделаны конкретные
выводы. Приняты конкретные решения и намечены
пути
их реализации.
Такой
комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и
педагогического
коллектива направлен, прежде всего, на
осмысление реальных учебных возможностей:
степени обученности, обучаемости,
познавательных интересов, мотивов учения, а также
на
установление дидактических причин слабой успеваемости, степени
удовлетворённости
учащихся и учителей образовательным
процессом, эмоционального состояния учащихся,
характера внутришкольных взаимоотношений,
педагогической культуры учителей.
Продуктивность
учебного процесса зависит от многих факторов, так их представил
В.И.
Подласый в порядке снижения их влияния на продуктивность обучения:
1. Мотивация учения.
2. Потребность учиться.
3. Умение учиться.
4. Работоспособность обучаемых.
5. Объём учебной деятельности.
6. Регулярность обучения.
7. Активность и настойчивость в
обучении.
8. Стимулирование обучения.
9. Управление обучением.
10. Внимательность,
дисциплинированность, усидчивость.
11. Применение знаний на практике.
12. Способность к изучению конкретных
знаний.
13. Потенциальные возможности.
14. Сложность учебного материала.
15. Методы обучения.
16. Мышление при изучении конкретных
знаний.
17. Особенности психической
деятельности.
18. Вид и характер учебной деятельности.
19. Уровень учебной подготовки.
20. Уровень общей подготовки (эрудиция).
21. Время сообщения знаний.
22. Время закрепления знаний.
23. Периодичность контроля и проверки
знаний, умений.
24. Объём и характер самообучения.
25. Количество учебного материала.
26. Содержание учебного материала.
27. Форма изложения знаний.
28. Тип и структура учебного занятия.
29. Структура учебного материала.
30. Психологические условия обучения.
31. Средства обучения.
32. Потенциальные возможности педагога.
33. Возраст обучаемых.
34. Экологические условия.
35. Санитарно-гигиенические условия.
36. Потребность в достижениях.
37. Установка на продуктивность.
38. Педагогические позиции.
39. Взаимообучение.
Педагогический
мониторинг эффективен только тогда, когда он:
1. Целесообразен.
2. Имеет чёткие цели и задачи.
3. Направлен на определённый объект.
4. Систематичен и планомерен.
5. Формы и методы соответствуют целям и
содержанию.
6. Оперативен.
7. Коллегиален.
8. Объективен.
Исходя из этого постулата, за точку
отсчёта в мониторинге качества берём школьный
тест
интеллектуального развития.
Цель: определение уровня интеллектуальной готовности к восприятию
учебного материала,
уровень
интеллектуального развития ребёнка. Определение уровня, относительно которого
мы будем
оценивать
результаты деятельности данного ребёнка.
Инструментарий:
1. Тесты Кэттела.
2. Матрицы Равена.
3. Тесты Айзенка (зрительно –
пространственный, словесный, числовой).
Тестирование учащихся проводится в начале
учебного года или в течение месяца после
поступления
ученика в школу. Тесты проводятся и обрабатываются психологом.
Следующий этап:
Нулевой
контрольный срез.
Проводится в первые недели учебного года.
Организация среза осуществляется преподавателем,
ведущим данный предмет. Способы могут быть
различными: устный контроль, письменный,
тестовый
и т.д. Анализ результатов нулевого
среза даёт возможность преподавателю:
1. Выбрать адекватную методику
обучения.
2. Сформировать мотивацию учащихся.
3. Организовать дополнительные занятия
для учащихся, показавших неудовлетворительные
знания.
4. Провести коррекцию учебного графика
5. Определиться с графиком проведения
промежуточных срезов Непрерывное отслеживание
учителем
качества обученности как учебных групп, так и отдельных учащихся способствует
более
объективному
оцениванию с выставлением поурочного балла, а это позволяет учителю
осуществлять
самоконтроль
за своей педагогической деятельностью.
Цель: промежуточная оценка деятельности
ученика и учителя (текущая успеваемость). Оценка
степени
реализации интеллектуального потенциала ученика.
Программа
«Рейтинг» Вносятся итоговые оценки за период обучения, выставленных учителем.
На
выходе имеем информацию:
1. Успеваемость ученика в процентном
выражении.
2. Качество обучения ученика в
процентном выражении
3. Рейтинг учащегося в классе.
4. Рейтинг учащегося в параллели.
5. Рейтинг класса в параллели.
6. Список отличников учёбы.
7. Список ударников.
8. Список потенциальных ударников.
9. Список неуспевающих.
Процент успеваемости каждого ученика
показывает отношение предварительно усвоенных к
общему
числу изучаемых предметов. Процент качества показывает отношение хорошо и
отлично
усвоенных
дисциплин к общему числу изучаемых предметов.
Что даёт:
1. Обнародование результатов среди
учащихся и родителей стимулирует деятельность ученика
на
уроке и дома, обеспечивает регулярность обучения, повышает активность и
настойчивость
в обучении, что постепенно переходит в
потребность учиться и частично мотивацию учения.
2. Сравнение итогового результата с
результатом интеллектуального теста намного выше
итоговых
оценок, даёт возможность классному руководителю, психологу, заместителю
директора
изучить
причины нереализации потенциальных возможностей и наметить конкретные пути
повышения
качества
обучения конкретного ученика.
3. Списки потенциальных ударников дают
возможность заместителю директора работать над
повышением
качества обучения в школе.
4. Списки неуспевающих учащихся нужны
заместителю директора для той же работы.
5. Сравнительный график качества
обучения даёт возможность правильно принимать решения
о
выборе классов для контроля.
Выстраиваемая в ОУ система
внутришкольного контроля в виде педагогического
мониторинга
включает в образовательный процесс и его регулирование все его субъекты:
администрацию школы, анализирующую
результативность обучения; руководителей методических
объединений, систематизирующих результаты
тестирования и обеспечивающие методическое
сопровождение
образовательного процесса; школьников, отслеживающих свои достижения и
выстраивающих
линии саморазвития; родителей как заинтересованных лиц, обеспечивающих
успешность
в жизненном самоопределении и поддержку своим детям.
Системой, как известно,
называется смежное целое, в котором
составляющие его
компоненты
взаимосвязаны.
В школе существует целостная
система внутришкольного руководства и контроля,
которая
выражается в общих подходах к планированию:
-
аналитическом;
-
комплексном;
-
практическом.
Основные проблемы методической
работы в реализации через разнообразные источники
информации
организации образования; в конкретных реальных подходах к содержанию,
структуре,
новым
формам образования.
Система:
1. Единство задач образования.
2. Ступенчатость возрастных периодов.
3. Динамика роста, расширение развития
обучения на каждой ступени.
4. Конкретные учебные задачи и пути их
реализации.
5. Видение конечного результата для
анализа и оценки.
В
течение года всем учителям оказывается методическая помощь в зависимости
от
способностей и возможностей конкретного учителя.
Наблюдается
процесс углубления и расширения индивидуальных и групповых форм методической
работы по определенным направлениям:
-
дифференцированный подход в обучении;
Активные
формы работы, семинарские занятия, собеседования методические объединения
заканчиваются
конкретными рекомендациями.
Результаты
учёбы и педагогических форумов положительно сказываются на качественной
работе
многих учителей.
На
заседаниях МО предлагались вопросы:
-
планирования;
-
выбора учебного плана;
-
знакомства с педагогическими технологиями.