УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ВО 2 КЛАССЕ.
Задачи
урока:
-
привить детям любовь к литературе;
-
приобщать к народным традициям;
-
работать над синонимическими понятиями: фольклор – устное народное творчество;
-
познакомить с понятиями: малые формы – крупные формы;
-
передать основную эмоциональную тональность произведения;
-
развивать образное мышление;
-
расширять словарный запас;
-
учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения, слушать и
уважать
мнение
товарищей;
-
выражать при чтении вслух своё отношение к весенней природе.
Материалы
к уроку:
-
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для уч-ся 2кл.: В2ч.Ч.2.М., 2005
-
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Литературное чтение: Рабочая тетрадь для
уч-ся 2 кл.:
В2ч.Ч.2.М., 2005.
-
Карточки с видами народного творчества.
-
Маленькие солнышки по количеству групп в классе, лучики по количеству учеников
в группе.
Ход
урока
1.
Слово учителя
У. Здравствуйте, ребята! Сейчас у
нас урок литературного чтения. На столе у вас
учебники, рабочие тетради и пеналы с цветными карандашами.
II.
Постановка и решение учебной задачи
У. Сегодня мы отправимся в
удивительную страну. А как она называется, вы
попробуете
угадать сами.
На доске:
Устное Фольклор Творчество Народное
У.
Что же у вас получилось?
Д.
«Устное народное творчество».
Учитель
вывешивает таблички в правильном порядке.
У.
Да, это удивительная страна – Народное творчество. А что же с четвертым
понятием?
Д.
Фольклор – это устное народное творчество.
- 2
-
У. Прикрепим эту табличку с другой стороны
наших слов, что у нас получилось?
Скажите,
пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока?
Д.
1. Устное от слова «уста» - «рот», «губы», то что произносится, а нем пишется.
2.
Народное – принадлежащее народу.
3.
Творчество - создание чего-то нового.
У.
Литературное произведение – вся человеческая жизнь. В нем может идти степенное,
то
есть подробное, повествование о каких-либо событиях. А может отразиться только
яркий,
короткий
эпизод из этой жизни.
Поэтому форма этих произведений будет
различной.
Попробуйте проанализировать некоторые
тексты с точки зрения их формы.
Дети
работают в группах.
Карточка
1
Жили-были
старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей
у
них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со
старухой
глядят
на них да про свое думают.
Карточка
2
Ездил
Илья по чистому полю, защищая Русь от врагов с молодых лет до старости
Карточка
3
Красна
птица пером . а человек умом.
Карточка
4
Доброе,
хорошееНа людей глядит,А людям на себяГлядеть не велит.
Карточка
5
Мы весняночку поем, Весну красную зовем.
Весна - красна! На чем
пришла?
На сошочке, на бороночке, На овсяном
снопочке, На ржаном колосочке.
У.
Сколько групп у вас получилось? Почему?
Д.
Получилось две группы. В одной группе произведения изложены коротко, они
маленькие.
В
другой группе произведения длинные, большие.
У.
Какие произведения вы поместили в первую группу?
Дети
читают тексты. Учитель таблицы с этими текстами вывешивает на доске.
У.
Что вы поместили во вторую группу?
Если
в первую группу вы поместили произведения, которые изложены коротко. Лаконично,
то
как бы вы назвали форму изложения этих произведений? А во второй группе?
Дети
подбирают названия; учитель помогает определить правильное понятие.
Д.
Малые формы и крупные формы.
У.
Какие произведения в устном народном творчестве относятся к малым формам?
К
крупным формам?
На
доске:
ЗагадкиПословицыЗакличкиБылиныСказки
У.
Как вы определите, что перед вами загадка?
Дети
отвечают.
У.
Какой смысл скрывается в пословице, то есть в кратком народном изречении
с
назидательным
(поучительным)
смыслом?
Дети
отвечают.
У.
Что такое закличка?
Дети
отвечают.
У.
Какие особые слова присутствуют в сказке?
Дети
отвечают.
У.
Чем былина отличается от сказки? Каких русских богатырей вы знаете?
Дети
отвечают.
У.
Какие жанры в устном народном творчестве вы знаете?
К
каким формам они относятся?
Д.
Скороговорки, песни, частушки, небылицы… Малые формы.
На
доске появляются таблицы с соответствующими понятиями.
Физминутка.
Весна,
весна, пришла весна!
Тепло
на крыльях принесла.
И
вот на самом солнцепёке
С
поднятой гордой головой
Расцвёл
подснежник голубой.
Он
весь пушистый, серебристый
На
солнце маленький стоит.
Звучит праздничный звон колоколов.
У.
Ребята , как вы думаете о чем может рассказать этот звон ? Почему?
Дети
предлагают варианты ответов.
У.
Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси
была
встреча весны. Ведь весна – это надежда на хороший урожай, который принесет
достаток.
Благополучие; надежда на здоровье близких, счастье в доме.
Зазывали весну закличками. Давайте и
мы попробуем позвать весну – добрую
солнечную,
благополучную
Дети
работают в группах.
Карточка
6
Ой, бежит ручьем вода, Нету снега, нету льда!
Прилетели журавли И соловушки малы.
Мы весняночку поем, Весну красную зовем. Ласточка, ласточка!
Милая касаточка! Ты где была, Ты с чем пришла? За морем бывала,
Весну добывала, Несу, несу
Весну красну
Работа
по учебнику стр.87.
У.
Откройте учебник на стр.87
Прочитайте
текст заклички.
Прочитайте, обращая внимание на знаки
препинания.
Прочитайте выразительно.
Прочитайте выразительно группой вместе.
Дети
выполняют задание.
У.
Молодцы! Здорово закликали, позвали весну! Солнышко порадовалось за вас и
каждой
группе подарило частичку себя. Но с секретом. Прежде чем я раскрою вам секрет,
выполните
задание по тетради на стр.53.
-
Как вы выполнили задание №3? Прочитайте отгадку.
-
Солнышко приготовило вам подарки.
На
доске – маленькие солнышки ( по количеству групп в классе ), каждый лучик
(по количеству учеников в группе) имеет
задание.
У.
В праздник, в воскресенье, открывался базар. Каждый мастер выставлял свой
товар,
который
можно было купить, а можно и заслужить. Попробуйте заслужить подарок? Тогда
отгадайте загадки.
Группа
первой отгадавшая загадку, имеет право выбрать солнышко.
Из
солнышка дети вытягивают по одному лучику.
Карточка
8
1.
Прочитай то, что напечатано на луче.
2. Определи жанр.
3.
определи форму.
Дети
читают написанную на луче загадку или пословицу, определяют жанр и форму.
III.
Заключение.
У.
Молодцы! Но вот лучики солнышек с обратной стороны белые! Возьмите в руки тот
цветной
карандаш, который соответствует вашему настроению, и раскрасьте им свой лучик.
Вставьте
лучик в солнышко.
Дети
выполняют задание. Если урок удался, то лучи – цветов радуги.
У.
Лучики солнышка нам улыбаются своими светлыми, яркими тонами. Значит, урок
понравился!
А
что вы читали на уроке?
Дети
отвечают.
У.
Вы знаете, что все жанры устного
народного творчества можно назвать одним словом: фольклор.
А
что вы можете сказать об этих понятиях?
На
доске: 1. Фольклорист.
2. Фольклористика.
1.
Человек, изучающий народное творчество.
2.
Наука, изучающая фольклор.
У.
Соотнесите слово и значение. Прочитайте полностью слово и его лексическое
значение.
IV.
Домашнее задание
У.
Подберите малые формы устного народного творчества по теме «Весна».
Что это могут быть за формы? (Песни,
загадки, пословицы, заклички).