КОММЕНТАРИИ
к закону Краснодарского края
от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ
«О мерах по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»
Закон
Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (далее – краевой
Закон) разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и
действующего законодательства Российской Федерации.
Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих
детей, которым еще не исполнилось 12 лет, одних дома или на улице, то, скорее
всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные
агентства. В этом случае родителям грозит большой штраф и воспитательные курсы.
В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным
преступлением. В Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14
лет одного даже на 15 минут. Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке,
попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование.
Но вернемся к нормативно-правовым реалиям России.
Краевой Закон не противоречит действующему российскому законодательству, а лишь
объединяет ряд положений федерального законодательства о несовершеннолетних,
раскрывает их в целях получения целостной картины или другими словами – модели
профилактики детской безнадзорности и подростковой преступности.
Целью краевого Закона является: создание правовой основы для защиты жизни и
здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на
территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами
международного права.
Основой для разработки краевого Закона стал Закон Российской Федерации от 24
июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», который описал основные принципы
профилактики, обозначил ее субъекты и объекты приложения профилактических
усилий.
Статья 3 указанного Федерального Закона определяет право субъекта РФ (в нашем
случае – Краснодарского края) регулировать деятельность по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних («…Законодательство
Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской
Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего
Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации»).
Указанный Федеральный Закон также определяет ряд базовых понятий, применяемых в
краевом Законе, таких как безнадзорный и беспризорный несовершеннолетний,
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, семья,
находящаяся в социально опасном положении, органы и учреждения системы
профилактики, индивидуальная профилактическая работа, антиобщественные
действия.1
К базовым понятиям, применяемым в краевом Законе, также отнесено понятие
Семейного кодекса РФ: содержание несовершеннолетнего (Статья 60 СК РФ « Ребенок
имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в
порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.»).
Вместе с тем Семейный кодекс РФ не дает четкой трактовки обязанностей родителей
по содержанию несовершеннолетних детей (Статья 80 СК РФ «Родители обязаны
содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания
несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно), в связи с чем
в краевом Законе содержание несовершеннолетнего понимается, как материальное
обеспечение несовершеннолетнего, порядок и форма предоставления которого
определяется родителями (законными представителями) самостоятельно, а также
обеспечение родителями (законными представителями) оптимальных санитарных,
гигиенических требований при решении вопросов питания несовершеннолетнего,
обустройства мест, предназначенных для сна и отдыха несовершеннолетнего,
выполнения им учебных заданий, что позволит боле четко обозначить круг
обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям и давать их
действиям по содержанию детей правовую оценку на основании действующих
санитарных, гигиенических и иных нормативов.
Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (далее –
КоАП РФ) определены два принципиальных для краевого Закона понятия:
общественные места и должностные лица.
В первом случае статья 20.20 КоАП РФ дает определение общественным местам, под
которыми понимаются детские, образовательные и медицинские организации, все
виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и
пригородного сообщения, организации культуры (за исключением расположенных в
них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования
юридического лица), физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, а
также улицы, стадионы, скверы, парки.
Краевой Закон дополняет этот перечень автомобильными и железными дорогами;
остановками общественного транспорта; территориями, на которых осуществляется
строительство; местами общего пользования в жилых домах, детскими площадками,
спортивными сооружениями, местами, предназначенными для использования в сфере развлечения,
досуга, торговли, территориями вокзалов, аэропортов, водоемами и прилегающей к
ним территорией. Таким образом, дается исчерпывающий перечень общественных мест
в целях реализации краевого Закона, в частности его статьи 3.
Понятие должностные лица приведено в ст. 2.4. КоАП, которая понимает под
должностным – «лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц,
не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее
организационно-распорядительные или административно-хозяйствен-ные функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных
организациях…». Административный кодекс РФ относит к должностным лицам и
совершивших административные правонарушения в связи с выполнением
организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций
руководителей и других работников иных организаций, а также лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ко лица, в
должностные обязанности которых входит осуществление мер по воспитанию,
обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, защита прав и законных
интересов несовершеннолетних, а также лица, на которых возложена
ответственность за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья
несовершеннолетних при проведении мероприятий, сопровождении
несовершеннолетнего (группы несовершеннолетних) и в иных случаях;
Например: частью 6 статьи 3 краевого Закона определено, что «…должностные лица
принимают меры по недопущению пребывания несовершеннолетних без сопровождения
родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц в организациях
общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной и
спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
Если вина продавца или владельца организации доказана – он, в соответствии с
Законом Краснодарского края «Об административных правонарушениях» как
должностное лицо понесет наказание в идее штрафа от 2,5 тысяч до 5 тысяч рублей
за «допуск детей в возрасте до 16 лет в помещения организаций или
индивидуальных предпринимателей … без сопровождения родителей (лиц, их
заменяющих) в организации общественного питания, предназначенные для
потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и
напитков, изготавливаемых на его основе».
Используя понятие должностного лица, краевой Закон формулирует принципиально
новое понятие – ответственное лицо. Вместе с тем фактически ответственные лица
широко используются при организации работы образовательных, социальных,
воспитательных учреждений. Это работники указанных учреждений, которым либо
должностной инструкцией, либо приказом руководителя вменена обязанность
сопровождать и (или) отвечать за жизнь и здоровье детей в тех или иных
ситуациях. Краевой Закон создает правую основу для этих работников определяя их
как ответственных лиц, в должностные обязанности которых входит осуществление
мер по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, защита прав
и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, на которых возложена
ответственность за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья
несовершеннолетних при проведении мероприятий, сопровождении
несовершеннолетнего (группы несовершеннолетних) и в иных случаях.
При этом необходимо знать, что в соответствии с частью 7 статьи 3 краевого
Закона образовательные учреждения, иные органы и учреждения, осуществляющие
профилактику безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, при проведении
образовательных, культурно‑массовых, спортивных, туристических и иных
мероприятий письменно уполномочивают ответственных лиц на сопровождение несовершеннолетнего
или группы несовершеннолетних.
При проведении профилактических мероприятий по обеспечению прав
несовершеннолетних на образование важным видится определение учебного времени,
данное краевым Законом и не имеющее аналогов в действующем законодательстве.
Данное понятие дает четкое понимание того, что учебное время — время занятий
(мероприятий) в образовательном учреждении согласно расписанию. Принципиально
важно то, что время начала и окончания занятий (мероприятий) указывается в
дневнике или другом документе, рекомендованном краевым органом управления
образованием, это позволит использовать единые требования при введении системы
определения учебного времени на местах.
Статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» определено, что участие в деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов,
учреждений и организаций (не относящихся к системе профилактики) осуществляется
в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Основываясь на этой норме, краевой Закон дает право гражданам и должностным
лицам, органам, учреждениям и организациям, осуществляющим деятельность на
территории Краснодарского края, но не являющимися органами системы
профилактики, оказывать содействие органам и учреждениям, осуществляющим
профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также
сообщать о ставших им известных случаях о безнадзорных, беспризорных,
находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся
в социально опасном положении, а также брошенных, подкинутых или потерянных
несовершеннолетних (ч. 1, ст. 3 краевого Закона).
Это содействие должно в первую очередь выражаться в информировании органов,
осуществляющих профилактику (их перечень определен в статье 1 краевого Закона).
При этом в ночное время, выявив указанные факты, гражданин или должностное лицо
может информировать в первую очередь милицию по телефону «02», который работает
круглосуточно, в дневное время – как милицию, так и орган системы профилактики.
Кстати, получить телефон службы системы профилактики можно в ближайшем
образовательном учреждении, обратившись к директору, либо к заместителю
директора по воспитательной работе, социальному педагогу или «школьному
участковому». В соответствии со статьей 9 Федерального Закона от 24 июля 1998
года № 124-ФЗ «в образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный
и воспитательный процессы учреждениях… вывешиваются… списки органов
государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с
указанием способов связи с ними)…, осуществляющих контроль и надзор за
соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка».
К органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних краевой Закон, основываясь на ст. 4 и ст. 24 Федерального
Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений
несовершеннолетних» относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления
образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы
управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел
(милиция), органы управления культурой, досугом, спортом и туризмом, другие
органы, осуществляющие (в соответствии с их компетенцией) меры по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
При этом статья 9 Федерального Закона «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет перечень
организаций, в которые можно обратиться и перечень вопросов, по которым
возможны обращения в эти организации, в частности:
в орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях
нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других
прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих
предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в
обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их
воспитанию;
в орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью,
а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
в орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их
законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними
и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий
или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о
несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия
в орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних,
нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением
алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на
его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
в орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов,
школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по
неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
в орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в
организации отдыха, досуга, занятости.
Конституция России, определяя основополагающие принципы прав и свобод человека
и гражданина, защищает его право на жизнь (статья 20), право не подвергаться
насилию (статья 21), право на личную неприкосновенность (статья 22).
Вместе с тем по оценке правоохранительных органов около четверти преступлений
несовершеннолетними совершается в ночное время – с 22 часов до 6 часов.
Значительная часть противоправных посягательств и в отношении самих детей и
подростов совершается также в темное время суток. Детей убивают, насилуют,
грабят. Другими словами нарушаются их законные гражданские права, прописанные в
Конституции: право на жизнь, право не подвергаться насилию и другие.
Согласно Семейному Кодексу РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих
детей; родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они
обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном
развитии своих детей (статья 63 СК РФ); защита прав и интересов детей
возлагается на их родителей (статья 64 СК РФ); родительские права не могут
осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении
родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому
здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны
исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое
достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (статья 65 СК РФ).
Основываясь на этих принципах краевой закон в части 2 статьи 3 говорит о том,
что исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их
безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, родители (законные представители) в
соответствии с федеральным законодательством принимают меры по недопущению:
а) пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без
сопровождения родителей (законных представителей);
б) нахождения (пребывания) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных
учреждениях, в учебное время в интернет‑залах, игровых клубах, иных
местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные
услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных
развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в
рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением
мероприятия;
в) употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или)
одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и
напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;
г) совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.
Основываясь на опыте других субъектов Российской Федерации, а также на
определении понятия безнадзорный, краевой Закон выделяет категории
несовершеннолетних, в отношении которых родители (законные представители), а
также должностные лица принимают меры по недопущению их нахождения без
сопровождения взрослых – родителей (законных представителей), родственников или
ответственных лиц, то есть оставления несовершеннолетних без присмотра
(надзора), в том числе:
- несовершеннолетних возрасте до 7 лет — круглосуточно;
- несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа до 6 часов;
- несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22
часов до 6 часов.
Отличие краевого Закона от подобных законов других субъектов Российской
Федерации в том, что он не ограничивает прав и свобод несовершеннолетних, не
предлагает родителям каких либо конкретных форм воспитания и (или) содержания,
а, основываясь на приведенных выше нормах Семейного Кодекса РФ акцентирует в
статье 3 внимание родителей на их законные обязанности.
Если уполномоченными должностными лицами будет доказано, что вследствие виновного
поведения родителей (законных представителей), выразившегося в невыполнении
обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов
ребенка, несовершеннолетний оказался в ночное время на улице – то к родителям
может быть применено административное наказание в соответствии со ст. 5.35 КоАП
РФ, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения
административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Причем подобные
наказания не имеют ограничений по количеству применяемых в отношении одного
лица, поэтому в установленном законом порядке могут применяться неоднократно.
Если же эти действия сопряжены с жестоким обращением по отношению к
несовершеннолетнему – родителя (законного представителя) в соответствии со статьей
156 Уголовного кодекса РФ ждет наказание в виде штрафа в размере до сорока
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными
работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на
срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.
Рассмотрим конкретные действия граждан и должностных лиц при выполнении статьи
3 краевого Закона.
Вариант первый.
Гражданин либо должностное лицо, не наделенное полномочиями устанавливать
личность несовершеннолетнего и доставлять его в милицию (к родителям, либо в
государственное учреждение) встретили в ночное время в общественном месте
несовершеннолетнего или группу несовершеннолетних.
а). Если несовершеннолетние совершают правонарушение – распивают спиртные
напитки, пиво, употребляют наркотические вещества, находятся в состоянии
алкогольного либо наркотического опьянения, совершают хулиганские действия (то
есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу,
сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, а
равно уничтожением или повреждением чужого имущества), либо совершают
преступление, либо в отношении несовершеннолетнего совершается административное
правонарушение или преступление – необходимо незамедлительно позвонить по
телефону «02» и вызвать наряд милиции. По возможности, дождавшись наряд милиции
(либо по телефону) как можно подробнее описать место совершения правонарушения
(преступления), количество участников, наличие пострадавших, иные
обстоятельства, при которых было совершено правонарушение (преступление).
Подробные сведения помогут сотрудникам милиции более объективно восстановить
картину происшедшего и, следовательно, увеличат шансы на привлечение виновных в
ответственности.
После переданного сообщения ответственность за разрешение ситуации переходит к
работникам правоохранительных органов.
б). Если несовершеннолетний не совершает правонарушения или преступления,
однако находится один в ночное время в общественном месте - необходимо также
незамедлительно позвонить по телефону «02» и сообщить о данном факте дежурному
УВД, который передаст эту информацию сотруднику подразделения по делам
несовершеннолетних (далее – ПДН) или наряду ППС или добровольной народной
дружине (далее – ДНД) через сотрудника милиции, входящего в ее состав. В этом
случае также желательно дождавшись наряд милиции как можно подробнее описать
обстоятельства, при которых был выявлен несовершеннолетний, а также попытаться
находиться рядом с ребенком до прибытия наряда милиции.
в). Если несовершеннолетний, находясь один в общественном месте в ночное время,
нуждается в экстренной медицинской помощи необходимо незамедлительно вызвать по
телефону «03» бригаду скорой медицинской помощи, после чего сообщить о
случившемся в милицию по телефону «02». При наличии навыков возможно оказание
несовершеннолетнему первой медицинской помощи. Необходимо также дождавшись
бригаду скорой помощи и наряд милиции как можно подробнее описать
обстоятельства, при которых был выявлен несовершеннолетний.
Вариант второй.
Должностное лицо органа внутренних дел, рейдовая группа с участием сотрудника
милиции, наряд ППС, ДНД и иные должностные лица, наделенные полномочиями
устанавливать личность несовершеннолетнего и доставлять его в милицию (к
родителям, либо в государственное учреждение) встретили в ночное время в
общественном месте несовершеннолетнего или группу несовершеннолетних.
а). Если несовершеннолетние совершают правонарушение, либо совершают
преступление, либо в отношении несовершеннолетнего совершается административное
правонарушение или преступление – указанные должностные лица действуют согласно
ведомственным должностным инструкциям, при этом несовершеннолетний доставляется
в орган внутренних дел для разбирательства на время не более 3 часов. После
проведения разбирательства несовершеннолетний в зависимости от обстоятельств
либо передается родителям (законным представителям), либо направляется в Центр
временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (в Краснодарском крае
их 3 – в г. Краснодаре, Кропоткине и Сочи), либо передается сотруднику
подразделений криминальной милиции, следствия или дознания, в случае, если в
действиях несовершеннолетнего содержатся признаки преступления, и он достиг
установленного законодательством Российской Федерации возраста, с которого
наступает уголовная ответственность, либо передается в государственное учреждение
в зависимости от обстоятельств в возрасте до 4 лет – в близлежащие учреждение
здравоохранения, в возрасте от 4 до 18 лет – в специализированное учреждение
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации органа социальной
защиты населения (вопросы передачи в государственные учреждения раскрыты в
статьях 6 и 10 краевого Закона).
Сотрудники правоохранительных органов в любом случае информируют родителей
(законных представителей) о доставленном несовершеннолетнем и принятых к нему
мерах. При невозможности установить родителей - информируется орган опеки и
попечительства.
б). Если несовершеннолетний не совершает правонарушения или преступления,
однако находится один в ночное время в общественном месте – необходимо подойти,
представиться и вежливо спросить возраст у ребенка, а также выяснить, почему он
находится в общественном месте в ночное время один.
Установив, что ребенку или группе детей не исполнилось 18 лет необходимо
выяснить телефон и домашний адрес родителей (законных представителей) для того,
чтобы оперативно связаться с ними и доставить ребенка домой или вызвать
родителей (законных представителей) на место обнаружения несовершеннолетнего
для последующей передачи им ребенка.
Если есть возможность, ребенок в обязательном порядке должен быть передан
родителям (законным представителям), если нет такой возможности – ребенок
доставляется в орган внутренних дел, где в течение трех часов должны установить
личность ребенка, его место жительства и родителей и передать им ребенка. Если
этого не произошло – ребенок передается в любое время суток:
в ближайшее социально-реабилитационный центр для детей, детский приют или
учреждение здравоохранения;
если ребенок совершил правонарушение – в центр временного содержания
несовершеннолетних правонарушителей (в крае их три – в Краснодаре, Кропоткине и
Сочи);
если ребенок находится в состоянии опьянения или нуждается в срочной
медицинской помощи – в ближайшую больницу для оказания ему медицинской помощи;
если установлено, что ребенок сбежал из воспитательного учреждения, он
возвращается в воспитательное учреждение.
Действия добровольных народных дружин по охране общественного порядка,
общественных организаций правоохранительной
направленности с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с Законом Краснодарского края от 28 июня 2007 года №1267-КЗ «Об
участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» ДНД,
общественные организации правоохранительной направленности могут оказывать содействие…
органам местного самоуправления и правоохранительным органам в защите жизни и
здоровья граждан…, охране общественного порядка, в мероприятиях по
предупреждению преступлений, пресечению административных правонарушений…, в
предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…»
С учетом вышеизложенного статьей 13 краевого Закона определено, что
добровольные народные дружины по охране общественного порядка, общественные
организации правоохранительной направленности, в том числе казачьи патрули при
выявлении безнадзорных, беспризорных, находящихся в социально опасном положении
или проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также
брошенных, подкинутых или потерянных несовершеннолетних:
при необходимости оказывают несовершеннолетнему первую медицинскую помощь и
вызывают бригаду скорой медицинской помощи;
незамедлительно сообщают о данном факте в орган внутренних дел;
до появления уполномоченного должностного лица органа или учреждения,
осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, выясняют обстоятельства, в связи с которыми
несовершеннолетний находится в состоянии безнадзорности, беспризорности, в
социально опасном положении, по возможности устанавливают личность, возраст
несовершеннолетнего, адрес его проживания (пребывания). Передают в
установленном порядке безнадзорного, беспризорного, находящегося в социально
опасном положении или проживающего в семье, находящейся в социально опасном
положении, а также брошенного, подкинутого или потерянного несовершеннолетнего
уполномоченному должностному лицу. Другими словами - если ДНД или казачий
патруль встретили ребенка ночью, они также обязаны подойти, представиться и
вежливо спросить возраст ребенка и почему он находится в общественном месте поздно
один. Установив, что ребенку не исполнилось 18 лет или с ним есть взрослый,
который вызывает сомнения, дружинник должен оказать необходимую помощь
сотруднику милиции, участвующему в ДНД или казачьем патруле и осуществляющему
разбирательство либо связаться с оперативным дежурным милиции по телефону «02»
и находиться с ребенком до появления уполномоченных сотрудников милиции.
Необходимо оказать ребенку первую медицинскую помощь или вызвать бригаду скорой
медицинской помощи, если ребенок в этом нуждается. Дождавшись сотрудника
милиции или наряд патрульно-постовой службы необходимо передать им ребенка,
подробно сообщив об обстоятельствах, в которых он был обнаружен.
ответственность за невыполнение законодательства о профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с действующим законодательством может быть установлена следующая
ответственность за нарушение действующего законодательства о профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» установил
следующие виды ответственности:
Статья 5.35. «Неисполнение родителями или иными законными представителями
несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными
представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию,
обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение
или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Протокол по данной статье вправе составлять члены комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица органов внутренних дел
(милиции), прокуроры. Протокол рассматривается комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
2. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или
одурманивающих веществ -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи
рублей.
3. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями
несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по
обучению и воспитанию несовершеннолетних, -
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до
двух тысяч рублей.
Примечание. Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в части 1
настоящей статьи, части 4 статьи 14.16, части 1 статьи 20.20 и статье 20.22
настоящего Кодекса следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более
0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки
с указанным содержанием этилового спирта.
Протокол по данной статье вправе составлять члены комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица органов внутренних дел
(милиции), прокуроры. Протокол рассматривается комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его
основе
3. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции 2 -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех
тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей
продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока
тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без
таковой.
4. Нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на
его основе3, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух
тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на
его основе, или без таковой; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати
тысяч рублей с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или
без таковой.
Протокол по данной статье вправе составлять должностные лица органов внутренних
дел (милиции), прокуроры. Протокол рассматривается органом внутренних дел.
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе,
алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств
или психотропных веществ в общественных местах
1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной
и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов
объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях,
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского
и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных
в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без
образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружениях -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового
спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в
скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других
общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за
исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена
продажа алкогольной продукции в розлив, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот
рублей.
3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения
врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в
скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других
общественных местах -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной
тысячи пятисот рублей.
Протокол по данной статье вправе составлять должностные лица органов внутренних
дел (милиции), прокуроры. Протокол в отношении несовершеннолетних
рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве
общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения,
оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей
или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Протокол по данной статье вправе составлять должностные лица органов внутренних
дел (милиции), прокуроры. Протокол в отношении несовершеннолетних
рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно
распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или
психотропных веществ в общественных местах
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати
лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств
или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на
улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего
пользования, в других общественных местах -
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных
представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.
Протокол по данной статье вправе составлять должностные лица органов внутренних
дел (милиции), прокуроры. Протокол рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних
и защите их прав.
Закон Краснодарского края
от 23 июля 2003 года № 608-КЗ
«Об административных правонарушениях»
Статья 2.8. Изготовление или хранение с целью сбыта, а равно сбыт крепких
спиртных напитков домашней выработки
3. Сбыт несовершеннолетним самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги и других
крепких спиртных напитков домашней выработки -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч
пятисот рублей.
Статья 2.9. Необеспечение безопасности детей в возрасте до 16 лет в местах,
предназначенных для использования в сфере развлечений и (или) досуга
1. Допуск детей в возрасте до 16 лет в помещения организаций или индивидуальных
предпринимателей, предназначенные для проведения азартных игр и (или) пари либо
используемые для реализации товаров (услуг), эксплуатирующих интерес к сексу, а
также без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в организации
общественного питания, предназначенные для потребления (распития) алкогольной и
спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух
тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до
тридцати тысяч рублей.
2. Допуск детей в возрасте до 16 лет без сопровождения родителей (лиц, их
заменяющих) с 22 часов до 6 часов местного времени в иные места, доступные для
посещения неопределенного круга лиц и предназначенные для использования в сфере
развлечений и (или) досуга, а также оказания услуг по предоставлению доступа к
сети "Интернет", -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух
тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до
десяти тысяч рублей.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти
обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного,
воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять
надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с
несовершеннолетним, -
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти
часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением
свободы на срок до трех лет.
закон Краснодарского края
от 25 июля 2007 года № 1290-КЗ
об установлении ограничений
в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и
апитков,
содержащих тонизирующие компоненты, на территории Краснодарского края
Статья 5. Ограничения в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции на территории Краснодарского края.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового
спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Краснодарского
края в местах массового скопления граждан (в том числе в детских,
общеобразовательных, медицинских организациях, физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружениях) и местах нахождения источников повышенной опасности (в
том числе на вокзалах, в аэропортах, оптовых продовольственных рынках, объектах
военного назначения) и на прилегающих к ним территориях.
2. Прилегающие территории к местам массового скопления граждан и местам
нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная
продажа алкогольной продукции, определяются органами местного самоуправления в
Краснодарском крае с учетом порядка определения указанных территорий,
установленного настоящим Законом.
Статья 6. Порядок определения прилегающих территорий к местам массового
скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на
которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции
При определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и
местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается
розничная продажа алкогольной продукции, органам местного самоуправления в
Краснодарском крае необходимо учитывать следующее:
1) расстояние от ближайшей точки границы территории, на которой расположены
аэропорты, вокзалы, оптовые продовольственные рынки и объекты военного
назначения, до ближайших дверей торгового объекта, осуществляющего в
установленном законодательством порядке розничную продажу алкогольной
продукции, должно составлять не менее 100 метров;
2) расстояние от ближайшей точки границы территории, на которой расположены
детские, общеобразовательные, медицинские организации, физкультурно-оздоровительные
и спортивные сооружения, до ближайших дверей торгового объекта, осуществляющего
в установленном законодательством порядке розничную продажу алкогольной
продукции (кроме объектов стационарной торговой сети, имеющей торговые залы площадью
не менее 150 квадратных метров), должно составлять:
с 1 января 2008 года не менее 150 метров;
с 1 января 2009 года не менее 200 метров.
Статья 7. Ограничение в сфере розничной продажи пива и напитков, содержащих
тонизирующие компоненты
Органы местного самоуправления в Краснодарском крае определяют места
общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе
розлив, и потребление (распитие) пива, напитков, изготавливаемых на его основе,
а также напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территориях
соответствующих муниципальных образований с учетом того, что указанное место
общественного питания не может быть расположено ближе чем на расстоянии 150
метров от ближайшей точки границы территории, на которой расположены детские,
образовательные, медицинские организации, физкультурно-оздоровительные и
спортивные сооружения.