«ЖАВОРОНКИ»

Интегрированное занятие для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

Составители:

музыкальный руководитель - Сидорова Е.П.,

педагог дополнительного образования - Машкова Л.В.,

«ЦРР МДОУ №44 д/с «Гнездышко» станицы Фастовецкой Тихорецкого района.

20.06.2008г


Раздел программы:

музыкально-изобразительная деятельность, приобщение детей к истокам народной культуры.

I – часть

(проходит в фольклорной комнате)

Звучит аудиозапись песенок – веснянок, у самовара две подружки – веснушки Семёновна и

Матрёновна. Дети стучатся в дверь и входят.

Дети – Утро доброе, хозяюшки.

            Позвольте в горенку войти,

            В горенку войти ,

            Да на лавочку сесть.

Семёновна – Проходите детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.

Матрёновна – Присаживайтесь, да к нашему дому присматривайтесь.

Сем. – Наша изба, ровна, тепла.

            На дворе капель, так и у нас тепель!

Дети – Мы веснянки услыхали

            И к вам в гости прибежали!

Матр. – Где веснянки поют – там и весело живут.

            Правда, Семеновна?

Сем. – Правда Матреновна!

            А не рассказать ли нам детям сказку?

            Или скоморошину, небылицу?

Матр.

    Нет лучше быль, про то, как люди в старину веселились, игры играли да весну встречали…

Сем.

       Ну что ж, можно и небылицу, а можно и бывальщину. В старину много обычаев  да

     праздников было. Иных и не упомнишь уже. В те времена умел народ радоваться и заботиться.

     Молодые мы тогда Матреной были, да вот как вы сейчас. Помнишь Матрена?

Матр.

         Помню, Семеновна… Пожаловала к нам, в наш родимый край, Весна. Да не та весна –

     обманщица, у которой солнышко вперемешку с ветром студеным, дождиком колючим и

     морозцем трескучим, а пожаловала Весна – красна! Махнула она одним рукавом – расстелила

     кругом ковры зеленые, да цветы расписные. Махнула другим – водрузила на трон небесный

     солнце ясное, солнце красное. (в это время демонстрирует рушник вышитый цветами и растительным

     орнаментом).

         Полетели по небу птицы дивные, распрекрасные. (держит в руках ветку с прикрепленными

     к ней бумажными птичками – жаворонками).

         И кликнула тогда Весна – красна:

Весна

-         Эй, молодцы добрые да девицы красные.

     Я – Весна – красна, вам тепла принесла.

     Будет вам по избам сидеть,

     Выходите на улицу веселиться,

     Играть, да песни петь!

-         Думал народ, как Весну – красну благодарить, за солнце, тепло, ласку.

-         И запел на весь свет « Весну – красну ».

Песня « Весна – красна »

 

Матрена запевает, дети подхватывают

1.     Ой, прилетели жаворонки

(все) – Весна – красна на весь свет!

2.     Ой, приносили желудочки

(все) – Весна – красна на весь свет!

3.     Ой уронили, ой, потеряли

(все) – Весна – красна на весь свет!

4.     Скоро дудочки тут вырастали

(все) – Весна – красна на весь свет!

Матр.

А вы детушки милые, детушки румяные да улыбчивые, рады ли вы, что Весна – красна и к вам пришла? Так давайте с вами на радостях веселый перепляс устроим. Будем ладошками солнышко звать, да ему рукоплескать. А как музыка замолкнет – сразу птичий гомон начинайте: кто вороном покаркает, кто соловушкой посвистит, кто воробушком почирикает, а кто и на свистульке посвистит, пока музыка играет, вы танцуйте, а как музыка смолкнет птицами становитесь! Начинаем веселый перепляс да пересвист.

игра- пляска (импровизация)

Матр.

-       Славно поплясали, славно птичками пощебетали. Даже на улице стало теплее, а на сердце веселее! Вот ещё бы таких птичек из теста вылепить, как в старину.

                            Семен.

-       А от чего же не вылепить, если тесто давно готово! Сначала тесто долго сидело в  большой миске в самом теплом месте (достает). Оно так смешно пыхтело, а иногда даже пыталось вылезти наружу. Ну мы не даем ему спуска и крепко уминаем в квашне. Зато потом когда ему пора уже выходить, оно начинает цепляться за стенки. А когда мы вывалим тесто на стол, тут и начинается главное веселье. Сначала мы пляшем на нем и посыпаем мукой, затем начинаем мять и хлопать ладонями. Но оно не сердится, только вздыхает: « Уф. Уф! »

-       Хватит меня мять,

Хватит бить и валять

Не пора ли детям в руки отдавать?

 

Пора, тестечко, давно пора!

музыка (фон), тесто разрезается на порции, отдаётся детям.

дети лепят

-         А теперь жавороночки, подите в печь,

Уж давно пора вас печь. (ставит в печь)

 

А чтобы жаворонки быстрее подрумянились, надо бы песенку спеть. (звучит фонограмма песни « Жавороночек – дуда », дети подпевают.

-         Жавороночки – дуда,

Прилетели к нам сюда.

Принесите нам весну.

Принесите нам красну.

Долго мы прождали,

Лета не видали.

Всю муку умяли,

Всю кудельку спряли.

-   А вот и жавороночки поспели!

 Все румяные да распрекрасные.

 Словно лучики горят глазки ясные.

Матр.

-       Айда на улицу! Пусть солнышко красное увидит жавороночков, да ещё сильнее пригреет.

 

 

II – часть

Дети бегают на улице с поднятыми на палочках жаворонками, закличку повторяют, проводятся подвижные народные игры.

 

 

Используются технологии uCoz