Урок по курсу
«Кубановедение» в 1 классе.
Тема урока: «Школьная
дружба»
Урок № 1.
Тема
урока: «Школьная дружба».
Цели
урока:
- познакомить с понятиями «товарищи», «друг»,
с особенностями школьной
дружбы;
-
расширить и дополнить знания учащихся о нравственных качествах,
-
воспитывать трудолюбие, уважение к друзьям;
-
познакомить с правилами игры;
-
укреплять чувство «мы» в классе, показать необходимость доброго общения
и взаимопомощи в классе.
Оборудование:
- плакат с правилами игры;
-
запись песни «С чего начинается Родина?» (слова Н. Матусовского, музыка
В. Баснера);
-
сборник стихов В.С. Подкопаева.
ХОД УРОКА:
1.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы будем говорить о
школьной дружбе, будем учиться
дружить,
помогать друг другу, будем играть, узнаем правила игры.
2.
Повторение полученных ранее знаний учащихся, подготовка к изучению темы урока.
-
Мы живем с вами, ребята, в большой стране. Это «большая» наша Родина.
-
Ребята, как она называется? (Россия).
-
Есть еще у каждого человека «малая» Родина, родной край, часть нашей «большой»
Родины
- России.
-
Как называется наш край? (Краснодарский край, Кубань).
-
Он очень красив и богат, наш край, особенно летом и весной.
Ученики отвечают, а учитель
записывает названия на доске.
Наш кубанский поэт В.С. Подкопаев так написал
о нем:
Ты
весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен -
Край наш Краснодарский!
- И
есть у человека совсем «маленькая» родина: это место, где ты родился, дом, в
котором вырос и живешь, это наша станица, в
которой ты сейчас живешь, ходишь
в школу и учишься.
-
Кто знает, как она называется? (Станица Фастовецкая).
-
Вот с этой «маленькой» родины и начинается «большая» Родина для каждого
человека:
с родного дома, мамы, школы.
- Ребята, послушайте первый куплет песни и
скажите, о чем я еще не сказала,
с
чего начинается Родина?
(Прослушивается
первый куплет песни «С чего начинается Родина?»
С
чего начинается Родина?
С
картинки в твоем букваре.
С
хороших и верных товарищей,
Живущих
в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С
того, что в любых испытаниях
У
нас никому не отнять?
Дети:
- С хороших друзей.
3.
Изучение темы урока.
1.
Вступительная беседа.
Учитель:
Ребята, Родина, как в песне поется, начинается с самого близкого, родного.
Вы
уже подросли, стали ходить в школу. И понятие «Родины» для вас стало шире.
Родина
для вас это еще и школа, школьные товарищи.
- А
кого мы называем школьными товарищами?
Дети:
- Это ребята, с кем мы учимся, играем.
- А
хотите узнать, откуда и когда появилось это слово?
2.
Исторические сведения о появлении, значении слов «товарищ», «друг».
Рассказ
учителя.
Много-много
(примерно тысячу) лет назад (в 11 веке, а сейчас 21 век) купец (богатый
человек,
который занимался торговлей) набирал людей, чтобы перевезти товар в другие
страны
и вернуться назад. Их и называли «товарищами».
- А
какими должны быть люди, чтобы ехать вместе в другие страны и вернуться домой,
ведь
эти путешествия подчас были трудными и опасными; тогда не было еще машин,
самолетов,
ездили на лошадях и плавали на кораблях?
Дети:
- Смелыми, сильными, умеющими прийти на помощь. «Товарищи» - это люди,
которые
все вместе делают общее дело.
Учитель:
- Слово «товарищ» означает, что люди вместе работают, вместе учатся.
Вот
вы все вместе учитесь в 1 классе. Вы товарищи, т.е. вместе делаете трудную
работу,
в данном случае учитесь. Вы вместе отправились в страну знаний на целых 11 лет!
-
Кто сможет назвать своих товарищей?
- Как вы думаете, что значит «дружить»?
Дети: - Вместе учиться, играть, ходить в
кино.
- А
что делают дети, когда дружат?
(Учитель
записывает ответы на доске: играют, говорят, делятся секретами, ходят в гости).
- Каждому ли человеку вы доверите свой секрет?
(Нет).
-
Кому бы вы доверили секрет? (Другу).
Дети:
- Друг, это человек, которому доверяют секреты, который поможет
в трудную минуту, выручит из
беды.
Учитель:
- Послушайте, как появилось слово
«друг».
В
12 веке (сто лет спустя, как появилось слово «товарищ») князь (человек, который
стоял
во
главе княжества - государства) набирал дружину (войско) для защиты от врагов, и
каждый
член дружины назывался другом.
-
Какими чертами характера должен был обладать друг, каким он должен был быть?
Дети:
- Надежным, верным, преданным, умеющим защитить в бою.
-
Сейчас эти черты характера должны быть у друга? (Да).
2.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи».
Мальчик
Миша мается -
Миша
заикается.
Он не может говорить.
То, что скажет, повторить.
Нелегко
ему даются
Все
слова на букву к,
Но
ребята не смеются -
Дружба
классная крепка.
Ты,
Мишутка, не теряйся!
Ты
с других пример бери!
Молча
с духом собирайся
И
смелее говори!
Миша
выговорил слово,
А
другого не видать...
Но
товарищи готовы,
Если
нужно подождать.
Обсуждение.
Учитель:
- Можно ли сказать, что у Миши настоящие друзья?
- Почему?
- Чему учит нас это
стихотворение?
Дети:
- Поддерживать друзей в трудных ситуациях, приходить на помощь,
не смеяться над недостатками.
4.
Физкультминутка.
5.
Закрепление понятий «товарищи», «друг», «дружба».
Учитель:
- На Руси давно, с незапамятных времен ценили дружбу. Есть в ней особое
качество.
Люди, которые дружат, нравятся друг другу, в любом деле верны, приходят
друг
другу на помощь, причем бескорыстно, не требуя награды.
- А
что такое верность?
-
Вспомните, в каких сказках мы видели верность одного героя другому? (Сказка
«Кот,
Петух и Лиса». Сказка читается заранее на
уроках чтения, внеклассного чтения).
-
Кто был верен? (Кот).
-
Героям какой, известной с раннего детства сказки, дружба помогла выдернуть
выращенный
плод? (Репка).
-
Вы видите, что даже в сказке дружба помогает справиться с любым делом.
7.
Обсуждение товарищеских, дружеских отношений в классе.
- У
нас в классе ребята умеют дружить?
-
Кого вы хотели бы видеть своим другом?
- С
кем вы не хотите дружить?
Чтение
стихотворения «Жалоба».
Тронь
ее нечаянно - сразу «Караул!
Ольга
Николаевна, он меня толкнул!»
«Ой, я укололась!» - слышен Сонин голос.
«Мне попало что-то в глаз, я
Пожалуюсь
сейчас!».
Учитель:
- Чему учит это стихотворение?
Дети:
- Не ябедничать. Если друг не прав, если он занимается чем-то плохим, скажи
сразу
об
этом товарищу.
Учитель:
- Ребята, у нас в Краснодарском крае, на Кубани, проживают люди около 100 национальностей.
Часто в классе бывают дети другой национальности. Дети дружат со всеми, друга
выбирают не по национальности, не по цвету глаз или кожи, а по его качествам:
верности, преданности, доброте, бескорыстности.
8.
Игры на сплочение классного коллектива.
Учитель:
- Ребята, а какое у вас любимое занятие, когда вы встречаетесь с друзьями?
-
Какие игры вы любите и знаете?
-
На Кубани дети издавна любили и любят играть в игры, которые помогали им быть смелыми,
верными, ловкими. Юные казачата готовили себя к защите Отечества, как их взрослые
отцы - казаки. Казаки были смелыми людьми, они готовы были в любую минуту встать
на защиту южных рубежей своей Родины. Они очень ценили дружбу, взаимовыручку.
Дети с детства готовили себя к защите Родины и одной из любимых игр была игра в
«казаков-разбойников». В эту игру дети любят играть и сейчас. Игра учит умению «маскироваться»,
быть разведчиком, бесшумно и незаметно подкрасться к врагу, взять его в «плен»
(запятнать), учит выручать товарищей, действовать сообща, дружно.
Вы
немножко подрастете и мы научимся играть в эту игру. Для этой игры нужна
большая
площадь на улице.
-
Какие игры вы еще знаете, в которые играли ваши мамы, бабушки?
Дети: - «Салки», «Прятки»,
«Городки», «Гуси-гуси», «Каравай», «Третий
лишний»
и другие.
Учитель:
- Поиграем в игру «Ручеек». В эту игру играли еще наши
прабабушки
и прадедушки, ее
элементы
часто встречаются во многих народных танцах.
-
Ребята, в любой игре должны существовать правили.
-
Каким правилам вы придерживаетесь, когда играете?
-
Игра должна приносить радость, удовольствие. Если не придерживаться этих
правил,
то можно уйти с
обидой,
принести игрой неприятности другим.
Вот
эти правила.
(Учитель зачитывает их).
1.Никого
не обманывай в игре, а проигрывая, никого не обвиняй в этом.
2.
Сохраняй спокойствие в игре, независимо от исхода и результатов.
Ставь интересы команды выше личных.
3.
Если выиграл, радуйся, не задавайся, проиграл – не злись.
4.Не
злорадствуй, когда проигрывают другие.
5.
Не упрекай товарища за допущенные им промахи, старайся исправить
положение своими успехами.
6.
Научи других тому, что умеешь сам.
7.
Будь настойчив, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха.
Но
прежде чем играть, нам надо выбрать водящего. А кто знает, как выбирают
того, кому водить? (Считалкой).
-
Какие знаете считалки?
-
Считалки - это вид устного народного творчества.
Выучим
считалку.
Аты-баты
- шли солдаты.
Аты-баты
- на базар.
Аты-баты
- что купили?
Аты-баты
- самовар.
Аты-баты
- сколько дали?
Аты-баты
- три рубля.
Считалкой
выбираем водящего и он выходит за дверь. Тем временем дети прячут
какой-нибудь
предмет.
Водящего зовут, он должен найти его. Все, кто участвует в игре,
должны
помогать водящему
если
он находится далеко от спрятанного предмета, дети кричат ему «Холодно!»,
а
если он сделал
движение
к тому месту, где спрятан предмет, ему кричат «Горячо!».
9.
Подведение итогов урока.
-
Кого называют товарищами?
-
Каким должен быть друг?
10.
Домашнее задание.
Нарисовать
свой портрет и в течение недели (к следующему уроку) поставить
его
в «окошечко»
в
нашем «доме» - классе (на плакате). Примечание: «окошечек» больше, чем
учащихся
в классе.
В
классе во время урока парты стоят буквой «П».
Урок № 2.
Тема урока.
Школьная дружба.
Цели
урока:
-
закрепить представления детей о школьной дружбе, о ее законах;
-
развивать у ребят чувства взаимопомощи, поддержки, бескорыстности;
- воспитывать стремление учащихся жить дружно в коллективе,
-
умение подчинять свои чувства, желания законам коллектива,
- способствовать доброму отношению друг к
другу.
Оборудование:
-
плакат с «домом» - классом учащихся и их портретами;
-
рисунки детей;
-
плакат «Законы дружбы»;
- 3
конверта с пословицами;
-
«сердечко» для игры;
-
запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»;
- 2
платка для игры.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
-
Сегодня мы продолжаем говорить о дружбе. Будем учиться быть дружными,
учиться
Ш. Проверка
домашнего задания.
Закрепление
изученного.
Учитель:
- Ребята, вам было дано задание нарисовать себя и поместить в «окошечко» в «доме»
- классе в то место, где вам больше всего нравится.
Посмотрите
на наш дом. Мы увидели с кем вам больше всего хочется быть рядом,
с
кем бы вы хотели дружить.
-
Красив ли наш «дом»?
-
Когда люди, живущие в одном доме, чувствуют себя хорошо?
Дети: - Люди чувствуют себя хорошо и
счастливо когда они дружные, когда
помогают друг
другу,
когда любят друг друга, когда берегут, жалеют друг друга.
-
Что мы можем сделать, чтобы в нашем «доме» в нашем классе - всем жилось
хорошо?
1У.
Изучение законов дружбы.
Учитель:
- Люди не бывают счастливы, им не бывает хорошо, если они не следуют
общим
правилам
жизни, поведения. Но чтобы следовать этим правилам, надо их сначала
выработать.
Люди
придумали много правил:
- правила дорожного движения;
- правила поведения в школе, театре;
-
правила поведения в общественном транспорте и другие.
В каждом доме есть свои правила. Наверно, они
нужны и нам с вами.
-
Что нужно сделать, чтобы хотелось идти в класс?
-
Чтобы быть рядом с товарищами?
- Как сделать, чтобы было интересно, весело в
классе?
Дети: - Чтобы было интересно и весело в
классе нужно быть дружными, вместе
играть,
выполнять интересные задания, ходить в кино,
на экскурсии.
Учитель:
- У дружбы есть свои законы.
Послушайте
их. (Учитель читает на плакате законы дружбы).
Законы
дружбы.
1.
Не обзывай и не унижай своего друга.
2.
Помогай другу в беде.
3.
Умей с другом разделить радость.
4.
Не смейся над недостатками.
5.
Выбирай друзей по душевным качеством, а не по одежде.
6.
Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
7.
Не обижайся, когда друг говорит тебе о твоих недостатках, он желает тебе добра.
8.
Умей признавать свои ошибки и помирись с другом.
9.
Не предавай своего друга.
Учитель:
- Теперь послушаем песню В. Шаинского «Если с другом вышел в путь...».
- Чему она учит нас?
V.
Физкультурная минутка.
VI.
Проведение игр на сплочение коллектива.
Учитель:
- Теперь поиграем. Проверим, поучимся играть вместе, помогать товарищам.
Игра
«Дружеское рукопожатие».
Правила
игры.
Два
человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага
вперед,
повернуться друг к другу спиной, а затем отойти на 5 шагов в разные
стороны,
повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и
обменяться
рукопожатием.
Пословицы
о товариществе, дружбе.
Учитель:
- Издавна ценили люди дружбу, взаимопомощь, преданность, взаимовыручку.
У
каждого народа свои пословицы, но учат они дружбе.
У
нас на Кубани у казачества было тоже много пословиц о товариществе, дружбе.
Вот
некоторые из них.
(Пословицы
записаны на доске. Читает
учитель.).
-
Берись дружно, не будет грузно.
-
Доброе братство дороже всякого богатства.
-
Недружную стаю вороны заклюют.
- В
тесноте, да не в обиде.
-
Не считай друга в гульбе, а считай в беде.
-
Слово давать, так слово держать.
Учитель:
- Проверим, как вы умеете работать вместе.
Играем
в игру «Сложи пословицу».
Вспомним
сначала правила игры. (Чтение правил игры по плакату учителем).
Условия
игры.
Каждому
ряду дается конверт со словами пословицы. Нужно из слов сложить
пословицу.
Кто
быстрее и дружнее будет работать, тот выиграл.
Пословицы.
- Друг за друга стой - выиграешь бой.
- С
хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
-
Человек без друзей как дерево без корней.
Подведение
результатов игры.
Игра
«Отгадай загадку».
Соревнуются
3 ряда. Загадка дается каждому ряду по очереди. Если команда
не
знает
ответа,
передается другой....
-
Теперь проверим, умеете ли вы отгадывать загадки. Загадки для вас придумал
наш
кубанский поэт Владимир Нестеренко.
1.
Что мне сказать о них? Два друга.
Что мне сказать о них? Два круга.
Что
мне добавить? Непоседы.
Без
них ничто - велосипеды.
(Колеса)
2.
Когда растет - то дарит тень,
А
если спилят - будет пень.
Дерево)
3.
Убирает в доме сор.
Ловок он, придирчив, скор.
Вот походкою прошел -
Легкой и упругой,
А
хозяйка: «Хорошо! Отправляйся в угол».
(Веник)
4.
Два дружно толкали воду, чтобы подружке дать ходу. (Весла.)
5.
У нее секретов нет
Без
труда ответит,
Посчитает,
сколько лет
Проживешь
на свете.
(Кукушка)
6.
На него никто не злится,
Не ругают, не корят.
А
за то, что кипятится,
Все
его благодарят.
(Чайник)
7.
Я растаять не боюсь -
Это
людям в радость.
Если весь я растворюсь -
Знаю,
будет сладость.
(Сахар)
8.
Душистое сено собрать мне в стожок
Поможет трехзубый стальной гребешок.
(Вилы)
9.
Тонкая и прыткая
Дружбу водит с ниткою,
Вверх и вниз летает -
Шьет и пришивает.
(Иголка)
-
Подсчет результатов.
-
Кто победил?
VII.
Подведение итогов уроков о дружбе.
-
Ребята, мы два урока говорили с вами о дружбе, изучали законы дружбы,
учились
играть
вместе, дружно, учились помогать друг другу.
В заключение поиграем в игру
«Законы
дружбы».
Дети
становятся в круг; передают друг другу маленькое «сердечко» и начинают
предложение со словами «Дружба – это…