Урок по курсу «Кубановедение» в 1 классе.

Тема урока: «Школьная дружба»

  

                                             Урок № 1.

 

Тема урока: «Школьная дружба».

 

Цели урока:                                                                                                                      

 - познакомить с понятиями «товарищи», «друг», с особенностями школьной      

  дружбы;

- расширить и дополнить знания учащихся о нравственных качествах,     

- воспитывать трудолюбие, уважение к друзьям;                                                                                    

- познакомить с правилами игры;

- укреплять чувство «мы» в классе, показать необходимость доброго общения       

  и взаимопомощи в классе.

Оборудование:                                                                                                                              

 - плакат с правилами игры;

- запись песни «С чего начинается Родина?» (слова Н. Матусовского, музыка   

  В. Баснера);

- сборник стихов В.С. Подкопаева.

 

                                                    ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:   - Сегодня на уроке мы будем говорить о школьной дружбе, будем учиться

дружить, помогать друг другу, будем играть, узнаем правила игры.

2. Повторение полученных ранее знаний учащихся, подготовка к изучению темы урока.

- Мы живем с вами, ребята, в большой стране. Это «большая» наша Родина.

- Ребята, как она называется? (Россия).                                                              

- Есть еще у каждого человека «малая» Родина, родной край, часть нашей «большой»

Родины - России.

- Как называется наш край? (Краснодарский край, Кубань).

- Он очень красив и богат, наш край, особенно летом и весной.

            Ученики отвечают, а учитель записывает названия на доске.

 

 Наш кубанский поэт В.С. Подкопаев так написал о нем:

 

Ты весной чудесен,                                                                                               

 Летом щедр, как в сказке,                                                                                                              

 Край хлебов и песен -                                                                                                 

 Край наш Краснодарский!

 

- И есть у человека совсем «маленькая» родина: это место, где ты родился, дом, в

 котором вырос и живешь, это наша станица, в которой ты сейчас живешь, ходишь

 в школу и учишься.

- Кто знает, как она называется? (Станица Фастовецкая).

- Вот с этой «маленькой» родины и начинается «большая» Родина для каждого

человека: с родного дома, мамы, школы.

 - Ребята, послушайте первый куплет песни и скажите, о чем я еще не сказала,

с чего начинается Родина?

(Прослушивается первый куплет песни «С чего начинается Родина?»

 

С чего начинается Родина?                                                                                                      

С картинки в твоем букваре.                                                                                            

С хороших и верных товарищей,                                                                                  

Живущих в соседнем дворе.                                                                                                       

 А может она начинается                                                                                                         

 С той песни, что пела нам мать.                                                                                                

С того, что в любых испытаниях                                                                                                  

У нас никому не отнять?

Дети: -  С хороших друзей.

3. Изучение темы урока.

1. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, Родина, как в песне поется, начинается с самого близкого, родного.

Вы уже подросли, стали ходить в школу. И понятие «Родины» для вас стало шире.

Родина для вас это еще и школа, школьные товарищи.

- А кого мы называем школьными товарищами?                                                             

Дети: - Это ребята, с кем мы учимся, играем.

- А хотите узнать, откуда и когда появилось это слово?

2. Исторические сведения о появлении, значении слов «товарищ», «друг».

Рассказ учителя.

Много-много (примерно тысячу) лет назад (в 11 веке, а сейчас 21 век) купец (богатый

человек, который занимался торговлей) набирал людей, чтобы перевезти товар в другие

страны и вернуться назад. Их и называли «товарищами».

- А какими должны быть люди, чтобы ехать вместе в другие страны и вернуться домой,

ведь эти путешествия подчас были трудными и опасными; тогда не было еще машин,

самолетов, ездили на лошадях и плавали на кораблях?

Дети: - Смелыми, сильными, умеющими прийти на помощь. «Товарищи» - это люди,

которые все вместе делают общее дело.

Учитель: - Слово «товарищ» означает, что люди вместе работают, вместе учатся.

Вот вы все вместе учитесь в 1 классе. Вы товарищи, т.е. вместе делаете трудную

работу, в данном случае учитесь. Вы вместе отправились в страну знаний на целых 11 лет!

- Кто сможет назвать своих товарищей?                                                                                       

 - Как вы думаете, что значит «дружить»?

 Дети: - Вместе учиться, играть, ходить в кино.

- А что делают дети, когда дружат?

(Учитель записывает ответы на доске: играют, говорят, делятся секретами, ходят в гости).

-  Каждому ли человеку вы доверите свой секрет? (Нет).

- Кому бы вы доверили секрет? (Другу).

Дети: - Друг, это человек, которому доверяют секреты, который поможет

              в трудную минуту, выручит из беды.

Учитель: -  Послушайте, как появилось слово «друг».

В 12 веке (сто лет спустя, как появилось слово «товарищ») князь (человек, который стоял

во главе княжества - государства) набирал дружину (войско) для защиты от врагов, и

каждый член дружины назывался другом.

- Какими чертами характера должен был обладать друг, каким он должен был быть?

Дети: - Надежным, верным, преданным, умеющим защитить в бою.

- Сейчас эти черты характера должны быть у друга? (Да).

 

2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». 

                                                                                                                                     

Мальчик Миша мается -                                                                                             

Миша заикается.                                                                                                                                                                                                    

  Он не может говорить.                                                                                                     

 То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву к,

Но ребята не смеются -

Дружба классная крепка.                                                                                                 

Ты, Мишутка, не теряйся!                                                                                                

Ты с других пример бери!                                                                                                    

Молча с духом собирайся                                                                                                                

И смелее говори!

Миша выговорил слово,

А другого не видать...

Но товарищи готовы,

Если нужно подождать.

Обсуждение.

Учитель: - Можно ли сказать, что у Миши настоящие друзья?

                 - Почему?                                     

                 - Чему учит нас это стихотворение?                                                                    

Дети: - Поддерживать друзей в трудных ситуациях, приходить на помощь,    

 не смеяться над недостатками.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление понятий «товарищи», «друг», «дружба».

Учитель: - На Руси давно, с незапамятных времен ценили дружбу. Есть в ней особое

качество. Люди, которые дружат, нравятся друг другу, в любом деле верны, приходят

друг другу на помощь, причем бескорыстно, не требуя награды.

- А что такое верность?

- Вспомните, в каких сказках мы видели верность одного героя другому? (Сказка «Кот,

 Петух и Лиса». Сказка читается заранее на уроках чтения, внеклассного чтения).

- Кто был верен? (Кот).

- Героям какой, известной с раннего детства сказки, дружба помогла выдернуть

выращенный плод? (Репка).

- Вы видите, что даже в сказке дружба помогает справиться с любым делом.

7. Обсуждение товарищеских, дружеских отношений в классе.

- У нас в классе ребята умеют дружить?

- Кого вы хотели бы видеть своим другом?

- С кем вы не хотите дружить?

Чтение стихотворения «Жалоба».                                                                              

Тронь ее нечаянно - сразу «Караул!                                                                            

Ольга Николаевна, он меня толкнул!»                                                                                           

 «Ой, я укололась!» - слышен Сонин голос.                                                            

 «Мне попало что-то в глаз,  я                                                                                           

Пожалуюсь сейчас!».

Учитель: - Чему учит это стихотворение?

Дети: - Не ябедничать. Если друг не прав, если он занимается чем-то плохим, скажи сразу

об этом товарищу.

Учитель: - Ребята, у нас в Краснодарском крае, на Кубани, проживают люди около 100 национальностей. Часто в классе бывают дети другой национальности. Дети дружат со всеми, друга выбирают не по национальности, не по цвету глаз или кожи, а по его качествам: верности, преданности, доброте, бескорыстности.

8. Игры на сплочение классного коллектива.

Учитель: - Ребята, а какое у вас любимое занятие, когда вы встречаетесь с друзьями?

- Какие игры вы любите и знаете?

- На Кубани дети издавна любили и любят играть в игры, которые помогали им быть смелыми, верными, ловкими. Юные казачата готовили себя к защите Отечества, как их взрослые отцы - казаки. Казаки были смелыми людьми, они готовы были в любую минуту встать на защиту южных рубежей своей Родины. Они очень ценили дружбу, взаимовыручку. Дети с детства готовили себя к защите Родины и одной из любимых игр была игра в «казаков-разбойников». В эту игру дети любят играть и сейчас. Игра учит умению «маскироваться», быть разведчиком, бесшумно и незаметно подкрасться к врагу, взять его в «плен» (запятнать), учит выручать товарищей, действовать сообща, дружно.

Вы немножко подрастете и мы научимся играть в эту игру. Для этой игры нужна

большая площадь на улице.

- Какие игры вы еще знаете, в которые играли ваши мамы, бабушки?

             Дети: - «Салки», «Прятки», «Городки», «Гуси-гуси», «Каравай», «Третий

лишний» и другие.

             Учитель: - Поиграем в игру «Ручеек». В эту игру играли еще наши

прабабушки и прадедушки, ее

элементы часто встречаются во многих народных танцах.

- Ребята, в любой игре должны существовать правили.

- Каким правилам вы придерживаетесь, когда играете?

- Игра должна приносить радость, удовольствие. Если не придерживаться этих

правил, то можно уйти с

обидой, принести игрой неприятности другим.

 

Вот эти правила. (Учитель зачитывает их).

1.Никого не обманывай в игре, а проигрывая, никого не обвиняй в этом.

2. Сохраняй спокойствие в игре, независимо от исхода и результатов.

   Ставь интересы команды выше личных.

3. Если выиграл, радуйся, не задавайся, проиграл – не злись.

4.Не злорадствуй, когда проигрывают другие.

5. Не упрекай товарища за допущенные им промахи, старайся исправить

   положение своими успехами.

6. Научи других тому, что умеешь сам.

7. Будь настойчив, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха.

 

Но прежде чем играть, нам надо выбрать водящего. А кто знает, как выбирают

 того, кому водить? (Считалкой).

- Какие знаете считалки?

- Считалки - это вид устного народного творчества.                                              

Выучим считалку.

Аты-баты - шли солдаты.

Аты-баты - на базар.

Аты-баты - что купили?

Аты-баты - самовар.

Аты-баты - сколько дали?

Аты-баты - три рубля.

Считалкой выбираем водящего и он выходит за дверь. Тем временем дети прячут

 какой-нибудь

предмет. Водящего зовут, он должен найти его. Все, кто участвует в игре,

должны помогать водящему

если он находится далеко от спрятанного предмета, дети кричат ему «Холодно!»,

а если он сделал

движение к тому месту, где спрятан предмет, ему кричат «Горячо!».

9. Подведение итогов урока.

- Кого называют товарищами?

- Каким должен быть друг?

 

10. Домашнее задание.

Нарисовать свой портрет и в течение недели (к следующему уроку) поставить

его в «окошечко»

в нашем «доме» - классе (на плакате). Примечание: «окошечек» больше, чем

учащихся в классе.

В классе во время урока парты стоят буквой «П».

 

 

 

                                                    

Урок № 2.

                               Тема урока. Школьная дружба.

 

Цели урока:

- закрепить представления детей о школьной дружбе, о ее законах;

- развивать у ребят чувства взаимопомощи, поддержки, бескорыстности;

  - воспитывать стремление  учащихся жить дружно в коллективе,                      

- умение подчинять свои чувства, желания законам коллектива,                            

 - способствовать доброму отношению друг к другу.

 

Оборудование:

- плакат с «домом» - классом учащихся и их портретами;

- рисунки детей;

- плакат «Законы дружбы»;

- 3 конверта с пословицами;

- «сердечко» для игры;

- запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»;

- 2 платка для игры.

 

                                                 Ход урока.

I.  Организационный момент.

II.  Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжаем говорить о дружбе. Будем учиться быть дружными,

 учиться

Ш. Проверка домашнего задания.                                                              

Закрепление изученного.

Учитель: - Ребята, вам было дано задание нарисовать себя и поместить в «окошечко» в «доме» - классе в то место, где вам больше всего нравится.

Посмотрите на наш дом. Мы увидели с кем вам больше всего хочется быть рядом,

с кем бы вы хотели дружить.

- Красив ли наш «дом»?

- Когда люди, живущие в одном доме, чувствуют себя хорошо?                        

 Дети: - Люди чувствуют себя хорошо и счастливо когда они дружные, когда

 помогают друг

другу, когда любят друг друга, когда берегут, жалеют друг друга.

- Что мы можем сделать, чтобы в нашем «доме» в нашем классе - всем жилось

хорошо?

1У. Изучение законов дружбы.

Учитель: - Люди не бывают счастливы, им не бывает хорошо, если они не следуют

общим

правилам жизни, поведения. Но чтобы следовать этим правилам, надо их сначала

выработать.

Люди придумали много правил:              

 - правила дорожного движения;                                                                             

 - правила поведения в школе, театре;

- правила поведения в общественном транспорте и другие.                                                                              

 В каждом доме есть свои правила. Наверно, они нужны и нам с вами.

- Что нужно сделать, чтобы хотелось идти в класс?

- Чтобы быть рядом с товарищами?                                                                                 

 - Как сделать, чтобы было интересно, весело в классе?                                             

 Дети: - Чтобы было интересно и весело в классе нужно быть дружными, вместе

играть,

 выполнять интересные задания, ходить в кино, на экскурсии.

Учитель: - У дружбы есть свои законы.                                                               

Послушайте их. (Учитель читает на плакате законы дружбы).

Законы дружбы.

 

1. Не обзывай и не унижай своего друга.

2. Помогай другу в беде.

3. Умей с другом разделить радость.

4. Не смейся над недостатками.

5. Выбирай друзей по душевным качеством, а не по одежде.

6. Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.

7. Не обижайся, когда друг говорит тебе о твоих недостатках, он желает тебе добра.

8. Умей признавать свои ошибки и помирись с другом.

9. Не предавай своего друга.

 

Учитель: - Теперь послушаем песню В. Шаинского «Если с другом вышел в путь...».

                  - Чему она учит нас?

V. Физкультурная минутка.

VI. Проведение игр на сплочение коллектива.

Учитель: - Теперь поиграем. Проверим, поучимся играть вместе, помогать товарищам.

Игра «Дружеское рукопожатие».

Правила игры.                                                                                                               

Два человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага

вперед, повернуться друг к другу спиной, а затем отойти на 5 шагов в разные

стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и

обменяться рукопожатием.

 

Пословицы о товариществе, дружбе.

Учитель: - Издавна ценили люди дружбу, взаимопомощь, преданность, взаимовыручку.

У каждого народа свои пословицы, но учат они дружбе.

У нас на Кубани у казачества было тоже много пословиц о товариществе, дружбе.

Вот некоторые из них.                                

(Пословицы записаны на доске. Читает

учитель.).

- Берись дружно, не будет грузно.

- Доброе братство дороже всякого богатства.

- Недружную стаю вороны заклюют.

- В тесноте, да не в обиде.

- Не считай друга в гульбе, а считай в беде.

- Слово давать, так слово держать.

 

Учитель: - Проверим, как вы умеете работать вместе.

Играем в игру «Сложи пословицу».

Вспомним сначала правила игры. (Чтение правил игры по плакату учителем).

Условия игры.

Каждому ряду дается конверт со словами пословицы. Нужно из слов сложить

пословицу.

Кто быстрее и дружнее будет работать, тот выиграл.              

  Пословицы.                                                                                                                       

 - Друг за друга стой - выиграешь бой.

- С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

- Человек без друзей как дерево без корней.

Подведение результатов игры.

 

Игра «Отгадай загадку».

Соревнуются 3 ряда. Загадка дается каждому ряду по очереди. Если команда

не знает

ответа, передается другой....

- Теперь проверим, умеете ли вы отгадывать загадки. Загадки для вас придумал

наш кубанский поэт Владимир Нестеренко.

1. Что мне сказать о них? Два друга.                                                                         

 Что мне сказать о них? Два круга.                                                                             

Что мне добавить? Непоседы.

Без них ничто - велосипеды.                                                                                             

                                              (Колеса)

 

2. Когда растет - то дарит тень,

А если спилят - будет пень.

                                         Дерево)

 

3. Убирает в доме сор.                                                                                                                    

 Ловок он, придирчив, скор.                                                                                                   

 Вот походкою прошел -                                                                                           

 Легкой и упругой,

А хозяйка: «Хорошо! Отправляйся в угол».  

                                                                  (Веник)

 

4. Два дружно толкали воду, чтобы подружке дать ходу. (Весла.)

 

5. У нее секретов нет   

Без труда ответит,

Посчитает, сколько лет

Проживешь на свете.

                            (Кукушка)

 

6. На него никто не злится,                                                                                                

 Не ругают, не корят.

А за то, что кипятится,

Все его благодарят.

                             (Чайник)

 

7. Я растаять не боюсь -                                                                                                    

Это людям в радость.                                                                                                 

 Если весь я растворюсь -                                                                                            

Знаю, будет сладость.

                               (Сахар)

 

8. Душистое сено собрать мне в стожок                                                                            

 Поможет трехзубый стальной гребешок.

                                                               (Вилы)

9. Тонкая и прыткая                                                                                                      

 Дружбу водит с ниткою,                                                                                           

 Вверх и вниз летает -                                                                                                

 Шьет и пришивает.

                             (Иголка)

 

- Подсчет результатов.

- Кто победил?

 

VII. Подведение итогов уроков о дружбе.

 

- Ребята, мы два урока говорили с вами о дружбе, изучали законы дружбы,

учились играть

 вместе, дружно, учились помогать друг другу. В заключение поиграем в игру

«Законы дружбы».

Дети становятся в круг; передают друг другу маленькое «сердечко» и начинают

 предложение со словами «Дружба – это…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz