Игры на уроках
физической культуры.
высшей
категории СОШ №3 ст. Фастовецкой, Тихорецкого района
Дрыгина Игоря Александровича.
Перед учителями физической культуры поставлена конкретная
задача — воспитать
у учащихся естественную, органическую
потребность: ежедневно не менее одного часа заниматься физическими
упражнениями. Для ее решения используются все формы работы с детьми: уроки,
внеклассные и внешкольные занятия, спортивно-оздоровительные мероприятия в
режиме учебного и продленного дня.
Основной формой привития этой важной жизненной потребности,
естественно, является урок. Что надо сделать, чтобы каждый урок физической
культуры стал для учащихся пусть небольшим, но настоящим праздником? Над этим
вопросом задумываются многие. Известно, что иной раз праздничную атмосферу на
уроке может создать даже небольшое соревнование в игровой форме. Ведь
состязательная ситуация стимулирует самостоятельные занятия учащихся физическими
упражнениями, повышает роль самоконтроля в ходе наблюдения за уровнем физической
подготовленности.
Учитывая все это, я в последние годы часть уроков, которые веду в
начальных, средних да и старших классах провожу в игровой соревновательной
форме. В состязаниях принимают участие девочки и мальчики, звеньями и группами
учащихся, разделенных по уровню физической подготовленности.
Не останавливаясь подробно на описании таких уроков, приведу игру,
которую я использую по теме «Пограничники» в начальных классах. Эту игру я
предлагаю ученикам , начиная с I класса. Игра постепенно усложняется, поскольку
от урока к уроку мы добавляем каждый раз в нее какую-либо новую деталь. Таким
образом, на протяжении одной или двух недель дети оказываются втянутыми в
интересную игру «Пограничники». Перед началом игры класс делится на 3
отделения, каждое из которых за победу в очередном этапе игры получает
определенное количество очков. В конце игры определяется победитель —
отделение, набравшее наибольшую сумму очков.
Игра «Пограничники» имеет несколько этапов.
«Боевая тревога»
— первый этап игры.
До начала урока захожу в спортивный зал. Первоклассники уже здесь. Рассказываю им такую историю. На одну из
застав на смену ушедшим в запас прибыли воины- новички. А на следующее утро
застава поднялась по сигналу боевой тревоги. Молодое пополнение торопилось,
излишне суетилось. Воины мешали друг другу, каждый искал одежду, потом все
очень долго строились, отыскивая свое место в строю. По тревоге пограничники
несколько часов преследовали нарушителей. Кое-кого из новичков пришлось нести
на себе, так как они в спешке кое-как намотали портянки и потому на первом же
километре пути натерли ноги. В результате произошла задержка и нарушителей
едва не упустили.
Я вижу взволнованные лица ребят, даю им возможность высказаться.
Правильно, говорю, пограничники такими не могут быть, они всегда отлично
подготовлены. Но как подготовлены вы, ребята, давайте проверим. Я объявляю
«боевую тревогу», а вы должны зайти в раздевалку и быстро переодеться. По
команде дети спешат в раздевалку, переодеваются, укладывают и вешают одежду и,
возвратившись в зал, строятся по отделениям. Командиры отделений проверяют
укладку одежды, внешний вид ребят, строят отделения по росту. Здесь-то и
завершается первый этап игры «Пограничники». Выигрывает отделение, лучше
других уложившее одежду и быстрее всех построившееся в спортивном зале.
Заметим, что младшие школьники очень
любят игру, в которую включены элементы строевой подготовки. Потому-то на
последующих уроках игра «Пограничники» имеет именно такое свое продолжение.
«Доложи о готовности!» Первоклассники строятся
в одну шеренгу по отделениям. Командиры производят построение, расчет, сдают
мне рапорт: «Товарищ начальник пограничной заставы...» и т. д.
Я здороваюсь: «Здравия желаю, товарищи пограничники!» Ответ: «Здравия
желаю, товарищ начальник заставы» Оцениваются: быстрота и четкость построения,
правильность расчета и сдачи рапорта.
«Утренний осмотр». Готовым к уроку считается
тот, кто одет в спортивную форму: спортивные штаны, футболки, спортивная обувь.
Выигрывает отделение, в котором помощники учителя, дежурные отметили меньше
нарушений.
«Строй — священное место». В строю
нельзя разговаривать, шевелиться, размахивать руками. Без разрешения нельзя
выходить из строя. При выполнении строевых упражнений держать равнение на
товарищей. Проводятся соревнования по выполнению строевых упражнений на месте
или в движении из программы для учащихся I класса. Однако этот этап можно
включить и в игру для учеников средних классов.
«Преследование нарушителя». Во время
преследования пограничники должны передвигаться бесшумно, незаметно, бежать
равномерно на носках, след в след (по линии), без разговоров, не отставая и не
обгоняя друг друга. Проводится бег 1—2 мин. При подведении итогов учитель и
его помощники определяют, какое отделение, передвигаясь бесшумно, сноровисто и
быстро преследовало и настигло нарушителя.
«День и ночь». На этом этапе игры по
команде «День!» пограничники бегут, преследуя нарушителя, а по команде
«Ночь!» замирают, не шевелятся, чтобы их не заметил нарушитель.
«Поимка нарушителей». Два отделения выстраиваются
на противоположных сторонах площадки, третье (водящие) — в центре площадки. По
сигналу «нарушители» бегом пересекают площадку, а водящие пытаются их осадить.
Каждое отделение по очереди выступает водящим (время засекает учитель). Тот,
кого осадили, считается пойманным. Побеждает отделение, которое быстрее других
справится с заданием.
Надо сказать, что введенная мною в I— IV классах игра «Пограничники»
заинтересовала детей. Младшие школьники предложили и в подвижные перемены
включать новые этапы игры «Пограничники».
«Пропасть» — так назван один из
этапов игры учениками. Заблаговременно подготовлено место для прыжков. На
подвижной перемене класс выходит выполнять прыжки в длину и высоту. Старшие
групп следят за результатами. Не преодолевший в прыжке в длину заданное
расстояние пограничник «падает в пропасть». Он теперь не сможет продолжить
участие в поимке нарушителя. Значит, надо еще и еще раз преодолеть планку, «на
отлично» выполнить прыжки. И нет сегодня ни одного, кто бы не справился с
этими серьезными упражнениями.
Подобные многоцелевые игры я разрабатываю и включаю в уроки физической
культуры для средних классов. Предлагаю вниманию читателей примерные этапы
проведения игры по теме «Моряки»,
которая используется на уроках в V-VII
классах.
На уроке при построении я объявляю ученикам, что с этой минуты они
становятся моряками, а гимнастические скамейки (по одной на отделение, экипаж)
— их корабли. Задача каждого экипажа (отделения) — первым довести свой корабль
к гавани (до противоположной стены спортивного зала). Для этого надо
постараться выиграть каждый этап в проводимых соревнованиях.
На каждом этапе за победу корабль продвигается вперед на 1—3 м. На
противоположной стене напротив каждого экипажа устанавливается переносная
доска, на которой ведутся записи.
Итак, даем сигнал началу состязаний. Урок продолжаю в следующем порядке.
«Придумай название» — задание первого этапа
соревнований. Экипажам дается задание придумать название корабля и выбрать
капитана. Капитаны быстро бегут к доске и записывают название корабля.
Выигрывает экипаж, раньше других выполнивший задание.
«Море штормит!» — следующий этап игры
после конкурса капитанов. Во время бега, который выполняют экипажи, учитель
подает сигнал: «Море штормит!». По сигналу моряки должны воспользоваться
подручными плавсредствами: встать на любой снаряд — гимнастическую скамейку,
мат, шведскую стенку, бревно и т. д. Игрок, занявший на снаряде то или иное
место последним, получает штрафное очко Выигрывает экипаж, получивший
наименьшее количество штрафных очков.
«Нарисуй корабль». На этом этапе каждый экипаж рисует на своей переносной
доске свой будущий корабль. Задание выполняется как игровая эстафета: первым к
доске с мелом в руках бежит капитан и,
проведя на ней одну - две линии, бегом возвращается к своему экипажу и
передает эстафету (мел) следующему игроку. Так постепенно, игрок за игроком
рисуют свой корабль. Выигрывает команда, быстрее и лучше других нарисовавшая
корабль.
«Запас продовольствия» — очередной этап игры. Прежде чем отправиться в
морское путешествие, надо запастись продовольствием, питьевой водой.
Выстроившись друг около друга, по цепочке из рук в руки передают экипажи грузы
(набивные мячи, гантели). Побеждает экипаж, завершивший погрузку
продовольствия и воды на корабль первым.
«Физическая подготовка». Те, кто отправляются в далекое морское
путешествие, должны быть выносливыми, сильными, ловкими. На этом очередном
этапе игры «Моряки» мы проводим между экипажами соревнования по перетягиванию
каната, сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа, лазанью по канату изученным способом,
состязаемся в метании малого мяча на дальность и в цель. Побеждает экипаж,
набравший в сумме наибольшее количество очков.
«Финиш» —
заключительный этап игры. Экипажи садятся на свои корабли (гимнастические
скамейки), находящиеся к концу урока на различном расстоянии от гавани —
конечного пункта плавания (в зависимости от успешного продвижения на каждом
этапе) в предыдущих соревнованиях. Задача каждого экипажа: встав со скамеек и
подняв их, донести на руках до гавани — конечного пункта у противоположной
стены спортивного зала. Экипаж, достигший финиша первым, считается победителем
в игре «Моряки».
Подводя итог, можно сказать, что не только младшие школьники, но и
учащиеся средних и старших классов с интересом идут на такие уроки, много
полезного получают для своего физического развития, воспитывая в себе естественную
потребность в занятиях физической культурой.