Игры на уроках физической культуры.

 

Из опыта работы учителя физической  культуры

высшей категории СОШ №3 ст. Фастовецкой, Тихорецкого района

 Дрыгина Игоря Александровича.

 

 

 

      Перед учителями физической культуры поставлена конкретная 

 задача      воспитать   у   учащихся естественную, органическую потребность: ежедневно не менее одного часа заниматься фи­зическими упражнениями. Для ее решения ис­пользуются все формы работы с детьми: уроки, внеклассные и внешкольные занятия, спортивно-оздоровительные мероприятия в режиме учеб­ного и продленного дня.

         Основной формой привития этой важной жиз­ненной потребности, естественно, является урок. Что надо сделать, чтобы каждый урок физиче­ской культуры стал для учащихся пусть неболь­шим, но настоящим праздником? Над этим воп­росом задумываются многие. Известно, что иной раз праздничную атмосферу на уроке может создать даже небольшое соревнование в игро­вой форме. Ведь состязательная ситуация сти­мулирует самостоятельные занятия учащихся фи­зическими упражнениями, повышает роль само­контроля в ходе наблюдения за уровнем физи­ческой подготовленности.

         Учитывая все это, я в последние годы часть уро­ков, которые веду в начальных, средних да и старших классах провожу в игровой соревно­вательной форме. В состязаниях принимают участие девочки и мальчики, звеньями и груп­пами учащихся, разделенных по уровню физи­ческой подготовленности.

         Не останавливаясь подробно на описании та­ких уроков, приведу игру, которую я использую по теме «Пограничники» в начальных классах. Эту игру я предлагаю ученикам , начиная с I класса. Игра постепенно усложняется, по­скольку от урока к уроку мы добавляем каждый раз в нее какую-либо новую деталь. Таким образом, на протяжении одной или двух недель дети оказываются втянутыми в интерес­ную игру «Пограничники». Перед началом игры класс делится на 3 отделения, каждое из ко­торых за победу в очередном этапе игры по­лучает определенное количество очков. В конце игры определяется победитель — отделение, набравшее наибольшую сумму очков.

 

Игра «Пограничники» имеет несколько этапов.

«Боевая  тревога»     первый этап   игры.  До начала урока захожу в спортивный зал. Перво­классники уже здесь.  Рассказываю им такую историю. На одну из застав на смену ушедшим в запас прибыли воины- новички. А на следующее утро застава поднялась по сигналу боевой тревоги. Молодое пополнение торопилось, излишне суетилось. Воины мешали друг другу, каждый искал одежду, потом все очень долго строились, отыскивая свое место в строю. По тревоге пограничники несколько часов преследо­вали нарушителей. Кое-кого из новичков при­шлось нести на себе, так как они в спешке кое-как намотали портянки и потому на первом же ки­лометре пути натерли ноги. В результате про­изошла задержка и нарушителей едва не упу­стили.

         Я вижу взволнованные лица ребят, даю им возможность высказаться. Правильно, говорю, пограничники такими не могут быть, они всегда отлично подготовлены. Но как подготовлены вы, ребята, давайте проверим. Я объявляю «боевую тревогу», а вы должны зайти в разде­валку и быстро переодеться. По команде дети спешат в раздевалку, переодеваются, уклады­вают и вешают одежду и, возвратившись в зал, строятся по отделениям. Командиры отде­лений проверяют укладку одежды, внешний вид ребят, строят отделения по росту. Здесь-то и завершается первый этап игры «Погранични­ки». Выигрывает отделение, лучше других уло­жившее одежду и быстрее всех построившееся в спортивном зале.

         Заметим, что младшие школьники очень лю­бят игру, в которую включены элементы строе­вой подготовки. Потому-то на последующих уро­ках игра «Пограничники» имеет именно такое свое продолжение.

         «Доложи о готовности!» Первоклассники стро­ятся в одну шеренгу по отделениям. Коман­диры производят построение, расчет, сдают мне рапорт: «Товарищ начальник пограничной заста­вы...» и т. д.

         Я здороваюсь: «Здравия желаю, товарищи по­граничники!» Ответ: «Здравия желаю, товарищ начальник заставы» Оцениваются: быстрота и четкость построения, правильность расчета и сда­чи рапорта.

         «Утренний осмотр». Готовым к уроку считает­ся тот, кто одет в спортивную форму: спортивные штаны, футболки, спортивная обувь. Выигрывает отделение, в котором помощники учителя, дежурные отме­тили меньше нарушений.

 

 

         «Строй — священное место». В строю нельзя разговаривать, шевелиться, размахивать руками. Без разрешения нельзя выходить из строя. При выполнении строевых упражнений держать рав­нение на товарищей. Проводятся соревнования по выполнению строевых упражнений на месте или в движении из программы для учащихся I класса. Однако этот этап можно включить и в игру для учеников средних классов.

 

 

         «Преследование нарушителя». Во время пре­следования пограничники должны передвигаться бесшумно, незаметно, бежать равномерно на носках, след в след (по линии), без разговоров, не отставая и не обгоняя друг друга. Прово­дится бег 1—2 мин. При подведении итогов учитель и его помощники определяют, какое отделение, передвигаясь бесшумно, сноровисто и быстро преследовало и настигло нарушителя.

 

 

         «День и ночь». На этом этапе игры по коман­де «День!» пограничники бегут, преследуя на­рушителя, а по команде «Ночь!» замирают, не шевелятся, чтобы их не заметил нарушитель.

         «Поимка нарушителей». Два отделения выстра­иваются на противоположных сторонах площад­ки, третье (водящие) — в центре площадки. По сигналу «нарушители» бегом пересекают площадку, а водящие пытаются их осадить. Каждое отделение по очереди выступает водя­щим (время засекает учитель). Тот, кого осадили, считается пойманным. Побеждает отделение, ко­торое быстрее других справится с заданием.

         Надо сказать, что введенная мною в I— IV классах игра «Пограничники» заинтересо­вала детей. Младшие школьники предложили и в подвижные перемены включать новые этапы игры «Пограничники».

         «Пропасть» — так назван один из этапов игры учениками. Заблаговременно подготовлено место для прыжков. На подвижной перемене класс выходит выполнять прыжки в длину и высоту. Старшие групп следят за результатами. Не преодолевший в прыжке в длину задан­ное расстояние пограничник «падает в пропасть». Он теперь не сможет продолжить участие в поимке нарушителя. Значит, надо еще и еще раз преодолеть планку, «на отлично» выпол­нить прыжки. И нет сегодня ни одного, кто бы не справился с этими серьезными упраж­нениями.

 

 

         Подобные многоцелевые игры я разрабатываю и включаю в уроки физической культуры для средних классов. Предлагаю вниманию чита­телей примерные этапы проведения игры по теме «Моряки», которая используется на уроках в V-VII классах.

         На уроке при построении я объявляю уче­никам, что с этой минуты они становятся моряками, а гимнастические скамейки (по одной на отделение, экипаж) — их корабли. Задача каждого экипажа (отделения) — первым довести свой корабль к гавани (до противо­положной стены спортивного зала). Для этого надо постараться выиграть каждый этап в прово­димых соревнованиях.

         На каждом этапе за победу корабль про­двигается вперед на 1—3 м. На противополож­ной стене напротив каждого экипажа устанав­ливается переносная доска, на которой ведутся записи.

         Итак, даем сигнал началу состязаний. Урок продолжаю в следующем порядке.

         «Придумай название» — задание первого эта­па соревнований. Экипажам дается задание при­думать название корабля и выбрать капитана. Капитаны быстро бегут к доске и записывают название корабля. Выигрывает экипаж, раньше других выполнивший задание.

         «Море штормит!» — следующий этап игры после конкурса капитанов. Во время бега, ко­торый выполняют экипажи, учитель подает сиг­нал: «Море штормит!». По сигналу моряки должны воспользоваться подручными плавсред­ствами: встать на любой снаряд — гимнасти­ческую скамейку, мат, шведскую стенку, бревно и т. д. Игрок, занявший на снаряде то или иное место последним, получает штрафное очко Выигрывает экипаж, получивший наименьшее количество штрафных очков.

 

 

 

         «Нарисуй корабль». На этом этапе каждый эки­паж рисует на своей переносной доске свой будущий корабль. Задание выполняется как игро­вая эстафета: первым к доске с мелом в руках бежит капитан и,  проведя на ней одну - две линии, бегом возвращается к своему экипажу и передает эстафету (мел) следующему игроку. Так постепенно, игрок за игроком рисуют свой корабль. Выигрывает команда, быстрее и лучше других нарисовавшая корабль.

         «Запас продовольствия» — очередной этап игры. Прежде чем отправиться в морское путе­шествие, надо запастись продовольствием, пить­евой водой. Выстроившись друг около друга, по цепочке из рук в руки передают экипажи грузы (набивные мячи, гантели). Побеждает эки­паж, завершивший погрузку продовольствия и воды на корабль первым.

         «Физическая подготовка». Те, кто отправляют­ся в далекое морское путешествие, должны быть выносливыми, сильными, ловкими. На этом очередном этапе игры «Моряки» мы проводим между экипажами соревнования по перетяги­ванию каната, сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа, лазанью по канату изученным спо­собом, состязаемся в метании малого мяча на дальность и в цель. Побеждает экипаж, набрав­ший в сумме наибольшее количество очков.

 

 

         «Финиш» — заключительный этап игры. Эки­пажи садятся на свои корабли (гимнастические скамейки), находящиеся к концу урока на раз­личном расстоянии от гавани — конечного пунк­та плавания (в зависимости от успешного про­движения на каждом этапе) в предыдущих со­ревнованиях. Задача каждого экипажа: встав со скамеек и подняв их, донести на руках до га­вани — конечного пункта у противоположной стены спортивного зала. Экипаж, достигший фи­ниша первым, считается победителем в игре «Моряки».

 

 

         Подводя итог, можно сказать, что не только младшие школьники, но и учащиеся средних и старших классов с интересом идут на такие уроки, много полезного получают для своего физического развития, воспитывая в себе есте­ственную потребность в занятиях физической культурой.

Используются технологии uCoz