МОУ «Фастовецкая средняя общеобразовательная школа № 3»

 

 

 

Обучение образованию вопросительных

структур английского языка по схеме

 

 

 

 

                                                                        составитель

                                                           Воронцова И.А.,

                                                           учитель английского

                                                           языка 1 кв. категории

 

 

 

Тихорецкий район

2008 г.

 

       Формирование коммуникативных навыков у учащихся на этапе речевой практики предполагает развитие навыка говорения. Данный вид деятельности требует умения строить монологическое высказывание и диалог.  Диалогическая речь строится на основе вопроса и ответа. Если  с образованием утвердительных и отрицательных предложений учащиеся обычно справляются, то вопросительные структуры часто вызывают у них затруднения. Связано это с тем, что русскому языку при постановке вопроса свойственно только изменение интонации, английский же язык в данном случае требует владения определенными грамматическими навыками. Поэтому одной из основных задач обучения учащихся говорению является отработка умения задать вопрос.

       Современные учебно-методические комплексы формируют данное умение в контексте изучения времен английских глаголов. В итоге учащиеся  часто путаются в употреблении времен и, тем более, в образовании вопросительных структур. В ситуации общения, когда необходимо быстро реагировать на высказывание собеседника, учащиеся не успевают выбрать нужное время  и задать в нем вопрос. Я хочу предложить свой выход из данной ситуации. Как известно, лучше запоминается то, что дается схематично, и в этом я неоднократно убеждалась на собственном опыте преподавания.

       Обучение учащихся образованию вопросительных структур я провожу по схеме, с помощью которой можно задать любой вопрос в любом времени (за исключением, пожалуй, разделительного,  т.к. по своему построению это утвердительное или отрицательное предложение, требующее подтверждения). Схема выглядит следующим образом:  

 

Вопросит. – вспомогат. – подлежащее – смысловой - второстепенные

    слово            глагол                                       глагол       члены предложения

 

        Некоторые пункты данной схемы требуют необходимых комментариев. Обращаю внимание учащихся на то, что вопросительного слова в предложении может не быть. При его отсутствии  структура не изменяется.

Сложнее со вспомогательным глаголом. Этот пункт вызывает затруднение потому, что в русском аналогичном предложении присутствует только смысловой глагол. Объясняю следующим образом. Если в русском  вопросительном предложении, которое необходимо перевести на английский, глагола нет, то следует употребить  глагол to be в необходимой форме, например: What is your favorite book? Если  глагол есть, то необходимо обратить внимание на его функцию. Модальный  (а также have в британском варианте английского) сам занимает место вспомогательного глагола, например: Can you cook? Have you got a pen? В остальных случаях употребляется  глагол do в необходимой форме, например: Do you like cats? Если в грамматической структуре данного вопросительного предложения есть свой вспомогательный глагол, то он и занимает соответствующее место в данной схеме, например: Will you go to school tomorrow? Have you read this book?

      Можно обратить внимание учащихся на то, что, если подлежащее совпадает с вопросительным словом, то вспомогательный глагол как бы выпадает  и, следовательно, не употребляется, например: Who writes on the blackboard?

       Я неоднократно имела возможность убедиться, что такой подход к обучению вопросительным структурам английского языка в большой степени облегчает учащимся понимание и овладение этой темой, которая имеет большое значение не только для процесса общения, но и для выполнения  соответствующих заданий при работе с текстом и грамматическими тестами.

 

Используются технологии uCoz