ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА

внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 2 класса,

Беляшева В.И., Акимова О.Е., Черненко В.Н. – учителя начальных классов СОШ №3 Тихорецкого района

24.09.2007


Ведущий: В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:

Ведущий: Встретились два приятеля. 1-ый ученик: Привет! 2-ой ученик: Привет! 1-ый ученик: Все? Отстрелялся? 2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху. 1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб. 2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.

 Ведущий: Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. 2007 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом русского языка. У нас на Кубани 28 февраля 2007 года в г. Краснодаре прошла торжественная церемония открытия Года русского языка. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка, изучая русский язык, будем бороться за его чистоту Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном мире – море – слов Купаться ежечасно! (Шибаев).

Ведущий: Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 3 – и команды. 1 команда (дети хором) «Грамотеи» 2 команда (дети хором) «Всезнайки» 3 команда (дети хором) «Любознательные» Представление жюри.

Ведущий: 1-ое задание: «Алфавитная» - Ребята, сколько букв в русском языке? (33) Мне нужно по 1 человеку от каждой команды, надо назвать буквы в алфавитном порядке. За правильный ответ 5 баллов. 2-ое задание: «Заблудившиеся буквы». - Сейчас я буду читать вам четверостишия, в каждом из них есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Если команда не отвечает, то помогает другая команда, поднимая руку. За правильный ответ по 1 баллу. 1. Говорят один рыбак  В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом). 2. Жучка будку (булку) не доела, Не охота, надоело! 3. Забодал меня котел (козел) На него я очень зол. 1. Врач напомнить должен Мите: Не забудьте об одном, 10 цапель (капель) перед сном! 2. На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву. 3. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами. 3- е задание: «Дети». Ведущая: У белки – бельчонок; у мыши – мышонок; у кукушки – кукушонок; у кошки – котенок. - Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны! За правильный ответ по 1 баллу. 1 команда: У вороны . ………..(вороненок) 2 команда: У лошади………..(жеребенок) 3 команда: У лисы …………..(лисенок) 1 команда: У галки…………(галчонок) 2 команда: У свиньи ……….(поросенок) 3 команда: У коровы……. (теленок) 1 команда: У козы………(козленок) 2 команда: У собаки…….(щенок) 3 команда: У лягушки……(Лягушонок) 4 – ое задание «Найди пару». Ведущая: Лев – львица, волк – волчица, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. Продолжим дальше. 1 команда Хобот…..(слон) Двугорбик….(верблюд) Фонтан……(кит) 2 команда Будильник….(петух) Длинношеий….(жираф) Листоедка….(гусеница) 3 команда Гавчик….(собака) Клешня…..(рак) Медоноска…. (пчелка). 7 –ое задание: конкурс «Телеграмма».

Ведущая: Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Правильный ответ 1 балл. 1 команда: Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка) 2 команда: Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА) 3 команда: Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка») 1 команда: Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок) 2 команда: Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха) 3 команда: Ключ достал. Скоро буду. (Буратино) Подведем итоги.

 Ведущая: Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным». Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.

ЛИТЕРАТУРА: 1. О.Е. Жиренко Е.В. Лапина Т.В. Киселева «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию» 2. И.Г. Сухин «Занимательные материалы» 3. Л.Н. Яровая Л.П. Барылкина «Внеклассные мероприятия» 4. В.В. Волина «Занимательная грамматика» 5. С.В. Кульневич Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе» 6. Газета для «Педсовет» Учителя начальных школ.

 

Используются технологии uCoz