Лаврентьева Валентина Николаевна, учитель информатики СОШ №3  Тихорецкого района Краснодарского края                           Открытый урок  ( мастер-класс).  

Раздел программы: «Информационные и коммуникационные технологии. Технология обработки числовых данных».

Тема урока: Электронные таблицы: построение графиков тригонометрических функций

Цели урока:
• Определение степени сформированности у учащихся информационной грамотности и компетентности путем проверки знаний по теме «Электронные таблицы», умений и навыков по использованию полученных знаний при решении конкретных задач (построение математических моделей).
• Развитие умения адекватно оценивать собственные и чужие информационные продукты, развитие творческой активности учащихся.
• Воспитание любви к предмету, приобщение к информационной культуре.
Методы, используемые на уроке:
• турнир на определение уровня информационной грамотности и компетентности учащихся,
• индивидуальная работа над заданием и представление её в своей группе,
• презентация результатов своей творческой работы.

Тип урока: контролирующий; заключительный по теме «Электронные таблицы» базового курса, проводится в 10 классе.

Межпредметные связи:
математика.

Структура урока
1. Подготовительный этап.
2. Турнир (опрос) по теме.
3. Выполнение и защита учащимися своих работ внутри группы, выдвижение кандидата на защиту работы перед всем классом.
4. Защита своих работ представителями от групп с использованием мультимедийного проектора.
5. Подведение итогов.

1. Подготовительный этап
- на предыдущем уроке учащиеся получили задание – перечень вопросов, на которые нужно было     найти ответы.
- все учащиеся группы делятся на 2 подгруппы (команды):
- выбирается инициативная группа – консультанты (она же – эксперты);
- при необходимости учителем назначается время консультации (до 2 мин).

2. Турнир (опрос) по теме
    Так как времени на турнир выделяется 10 — 15 минут,  1-я команда задаёт членам 2-й команды только половину вопросов (по собственному выбору) домашнего задания. 2-я команда отвечает на вопросы. Затем  2-я команда задаёт оставшиеся вопросы членам 1-й команды. 1-я команда отвечает на вопросы. Эксперты оценивают правильность и быстроту ответа. В случае неправильного ответа, эксперты спрашивают других членов команды, пока не будет дан правильный.  Учитель контролирует правильность ответов.                                                                 Вопросы:                                                                                                                                              

    -     Назовите профессии, которые, по вашим прогнозам, будут соприкасаться

      с электронными таблицами?                                                                               

-          Назовите приёмы форматирования данных.

-     Назовите приёмы форматирования таблиц.                                                                          -     Как используется строка формул?                                                                                                                      -     Какие возможности предоставляет мастер функций?                                                         -     Какая система связей существует в электронных таблицах?                                                             -    Назовите оптимальные приёмы управления данными  в электронных таблицах.             -    Расскажите о графическом представлении числовых данных.
3. Защита работ по группам
После проведения письменного опроса учащиеся разбиваются на 2 рабочие группы по 4 человека со сходной темой проекта. Учащиеся выполняют построение графиков тригонометрических функций на компьютере. Каждому учащемуся дается по 2 минуты на защиту своей работы и по 1 минуте для ответа на вопросы своей группы. После того как все учащиеся представили свои работы, группа выбирает одну на защиту перед всем классом. Учитель поочередно принимает участие в работе каждой из групп. Так как выбор одной работы на общеклассную защиту связан с оценкой работы, то учитель заранее (на предыдущем уроке) формулирует критерии оценки, что позволяет учащимся адекватно оценить свои работы такого рода и в дальнейшем.  Но каждая группа вправе выработать дополнительные критерии отбора работ, указав и аргументировав их при всеобщем обсуждении.

-          Критерии оценки проекта:
а) техническая реализация — достаточно полное использование возможностей табличного процессора
Microsoft Excel                                                                                                                               б) использование форматирования ячеек;
в) использование автозаполнения ячеек;
г) использование мастера функций;
д) правильное построение графиков тригонометрических функций ;
е) создание интересного оформления работы;
ж) дизайн, эстетическая привлекательность проекта;
з) использование знаний из других предметных областей (как влияют точки разрыва на график                      функций тангенса и катангенса?);
и) … критерии, выбранные группой.

4. Защита работ представителями от групп. Подведение итогов
Презентация выбранных работ от групп проходит с использованием мультимедийного проектора, с кратким комментарием авторов. При этом не обязательно выбирается лучшая работа в классе. Важнее найти «изюминки» в каждой работе.
Все работы записываются на диск и пополняют информационный школьный банк.

ЭССЕ «Моя педагогическая философия»
По-моему, жизненная философия учителя -  это сумма многих слагаемых: пример собственных школьных учителей, студенческая практика, а потом рождение и воспитание своих двух сыновей. Ежедневно вижу испытующие детские взгляды, которые всё видят. Радуюсь успехам, переживаю неудачи своих учеников. Последний звонок! Третий мой выпуск, но снова слезы на наших с ними глазах и трепетное: «Спасибо! Мы будем приходить!» и… эти минуты остаются в памяти на долгие годы.

 Мои учителя…
 С любовью вспоминаю  своих учителей математики и физики, благодаря которым, я ощутила тягу к учёбе, к знаниям.  Они остались в памяти— на всю жизнь, определили мою профессию. Первые уроки в школе – это попытка копирования этих учителей.

Моя любимая книга…
Не могу назвать одну книгу…их много. Люблю исторические книги о судьбах людей и государств. В каждой книге народная мудрость – основа всей педагогики.

Мои дети …
Мои 2 сына выросли как-то незаметно. Закончили университеты. Младший- выбрал мою профессию, а старший – мужа. Люблю своих сыновей – они часть меня.  Среди моих учеников нет чужих детей – они тоже мои дети. В этом году будет мой 3-й выпуск. Смотрю на них повзрослевших, пытаюсь угадать их дальнейшую судьбу. Так хочется, чтобы всё у них сложилось в жизни. Знаю, опять будут приходить за советом, делиться сокровенным… ведь это мои дети. 

Моя профессия в мое время…
 Россия всегда славилась своими учёными, мыслителями, фундаментальной наукой. Хочется верить, что реформирование образования не разрушит то лучшее, что  взращивалось веками. Будущее процветание страны определяют ее граждане, а не ее природные ресурсы.
…Новая политика в образовании должна предоставить равные возможности по  принципу доступности качественного образования учащимся из столичных городов и ребятам из российской глубинки. Уверена, что скоро в стране появятся новые Ломоносовы.
Быть учителем – благородное занятие. Жаль, что всё меньше и меньше выпускников выбирают этот путь в жизни… не престижно.

 

 

Используются технологии uCoz