« Вслед за пером жар – птицы »

Интегрированное занятие для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

Составители:

педагог дополнительного образования - Реброва Г.И.,

музыкальный руководитель - Сидорова Е.П.,

«ЦРР МДОУ №44 д/с «Гнездышко» станицы Фастовецкой Тихорецкого района

20.06.2008г


(Раздел программы:

музыкально-изобразительная деятельность, приобщение детей к истокам народной культуры)

 

(Воспитатели и дети входят в фольклорную комнату в русских костюмах, их встречает Хозяюшка.)

    

Воспитатель  - Утро доброе Хозяюшка!

Хозяюшка  -Здравствуйте гости дорогие! Проходите, присаживайтесь   поудобнее.

Дай бог, тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям милым детушкам.

Наделил бы нас Господь и житиём, и бытиём, и здоровьицем!

С чем вы ко мне пожаловали?

Воспитатель  -Мы пришли песни петь, плясать, тебя потешать, да загадки

                         загадывать.

Хозяюшка  -    Да чего не повеселиться, коли на душе как в горнице, тепло и

                         светло.

Воспитатель  - Не хочешь ли ты хозяюшка, загадки про твою избу отгадать?

                          Ребята их много знают.

Ребенок  -        Стоит копна, вся в дырках.

                         На копне гора, из горы дым идет  (изба)

Хозяюшка  -    Вот вам моя отгадка:

                         Стоит бычище, проклёваны бочища.

Ребенок  -        Дарья да Марья друг на друга глядят?  (пол, потолок)

Хозяюшка  -    Ой, да это же 2 братца, которые друг на друга глядят,

                         а вместе не сойдутся!

Ребенок  -         Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода?

                                                                                                       (самовар)

Хозяюшка  -     А я знаю, что это –

                          Толстый, пузатый стоит и пыхтит.

Ребенок  -         Не бык, а бодается,

                          Не ест, а еду хватает,

                          Что схватит, отдает

                          Сам в угол идет.       (ухват)

 Хозяюшка  -    Да это тот, кто живет в углу, там где черный конь,

                                  который скачет в огонь. Верно?         (кочерга)

 Хозяюшка  -    Кто будет играть в интересную игру, а какую не скажу?

                          Солнце загорается, игра начинается.

                                          Проводится игра с бубном

 

Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалочку:

 

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый бубен,

Тот в кругу попляшет нам.

(ребенок на котором закончилась считалочка, пляшет в кругу под русско - народную

музыку, остальные хлопают в ладоши)

Слышится чихание из большого мешка, который стоит на лежанке.

 

Воспитатель  - Скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы? Горох?

Хозяюшка        - Что за чудо? Скок, да скок. Глянь, тронулся мешок! (в мешке

                           ребенок)

                            Эй, ребятки, хватайте его! Ловите его! Поскорей мешок держите!

                            Развяжу - ка я мешок, да посмотрю что в нем?

                            Что-то он пуст! Чего же ты, мешок, хочешь?

Мешок              -  Я за отгадками пришел…

Хозяюшка        - За какими это отгадками?

Мешок              - На мои загадки!

                            Набита пухом, лежит под ухом?

Хозяюшка        - Что это дети?   (подушка)

                            Ах, вот она: два брюшка, четыре ушка (кладёт в мешок)

Мешок             - Ходят ночь, и ходят день, не зная, что такое лень?   (часы)

Хозяюшка       - А вот и те, которые никогда не ленятся: и день работают, и

                           ночь.

Мешок             - Что за урод – нога и рот

                           Ничего не вижу, ртом таскаю жижу.

                           Сама не глотаю, а вылизываю? (ложка)

Хозяюшка        - У нее есть рот, и нога, она совсем слепая, во рту всегда суп

                            Проглотить не может, в другой рот выливает?

Мешок              - Светленько, чистенько

                            Посмотреть любенько?

Дети                 - Зеркало!

Хозяюшка         - Получай мешок большое озеро с чистой водицей.

Мешок               - Для кудрей и хохолков, целых двадцать пять зубков.

                             И под каждым под зубком, лягут волосы рядком.

Дети                  - Гребень!

Хозяюшка          - Вот мешок, тебе то, что ходит, бродит не по лесам, а по

                            волосам.

Мешок               - Мать толста, дочь – красна, сын – сокол под небеса ушёл?

Дети                  - Печь!

Хозяюшка          - Вот она, старая бабушка!

                              Вся белая-белая

                              На улице лето – на нее внимание не обращают

                              А зима придёт, так и липнут к ней.      (Гладит печь)

                              Не могу я тебе мешок печь отдать.

                              А вместо неё вот тебе, дорогой мой горяченький пирожок

(достает из печи пирожок, отдает мешку. Мешок кивает, благодарит,

 потом раскачивается из стороны в сторону)

Хозяюшка      -    Что же он сказать хочет? (наклоняется к мешку, слушает)

                                  Песню хочет послушать?

                                - Ну что же, петь, да плясать – век горя не знать!

 

Русская народная песня «Тень –тень»

    Из мешка появляется шкатулка

Хозяюшка     - Что за странный сундучок, и закрыт он на крючок,

Если ключик подберем, в сказку быстро попадем!

Попросите сундучок открыться, а помогу его открыть вам я.

Буду петь начало песенки, а вы придумайте конец, да каждый

по своему. Сначала разучим волшебные слова

« ЧОК-ЧОК, ЧОК-ЧОК-ЧОК, ОТКРЫВАЙСЯ СУНДУЧОК »

Песенная импровизация

Хозяюшка       - Приготовьте ушки, глазки, в сундучке ребята сказки.

                         (достает две фигурки из кукольного театра).

                         - Жили были КОТ и ВОРКОТ.

                         - Ели они с одного стола

                         - В окошко смотрели из одного угла,

                                   -  Гулять ходили с одного крыльца,

                         - А не начать ли сказку с самого конца?

Воспитатель  -Что и сказочки конец?

Хозяюшка       - Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец.

                          - И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу,

                          - Да покуда вы сказку слушали, огурцы на городе зайцы скушали,

                          - Вот вам и осталось!

Воспитатель   - Очень уж короткие у вас сказки.

Хозяюшка        - Да уж больно сундучок мал, вот и сказочка мала…

Воспитатель  - А большого у вас сундучка не найдется,

Хозяюшка        - Сундучок то есть, только он у моей сестрицы, тётушки Зарницы

                          - Хотите к ней идти? Не отставайте в пути.

- Вот клубочек, он подскажет, и дорогу вам покажет.

Дети берут нитку, идущую от клубка, приходят в изостудию

 

                                   11 часть занятия в изостудии

 

Ведущий         - Здравствуйте тетушка Зарница!

Тетушка         - Здравствуйте, люди добрые! Проходите, проходите, мои

                          ненаглядные. Самовар готов. Чайком угощайтесь, пироги мои

                          пробуйте.

Ведущий         - Мы пришли не пироги кушать, а сказки слушать.

                          Слышали мы про твой большой сундук со сказками….

Тетушка         - Верно, большой да старый, ему уже больше ста лет.

                          Хотите покажу? Только плату с вас за это спрошу.

Ведущий          - А чем платить то за поглядки?

Тетушка         - Плата пустячая. Порадуйте моё сердечко песней душевной,

а я вам за это не только сундук покажу, а и сказку дивную расскажу.

                                             Хоровод «У калинушки»  (музыка и слова народные)

 

Тетушка      -  Растрогали вы меня.

                        Садитесь рядком, да ладком.

                        Вот и мой сундук (снимает накидку)

                        Сундук открывается,

                        Сказка начинается……

(открывает крышку, которая тут же превращается в ширму для кукол)

Сказка с использованием кукол из подручного материала

Тетушка

-         Жила была на свете сиротинка Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная, а уж мастерица,

-         почитай во всей округе лучше ее не было.

Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс

узорчатый сделает (рассказ сопровождается демонстрацией изделий). Прослышали об

искуснице купцы заморские. Из далеких стран приехали посмотреть на ее рукоделие.

   Увидели и от изумления даже рты разинули, не думали такую красоту увидеть.

Потом на перебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили.

А Марьюшка в ответ:

Марья

  - Не надо мне вашего золота, никуда я не поеду из родной деревни. С тем купцы и уехали.

    Только славу рукодельницы по всей земле понесли. Дошел тот слух до Кощея Бессмертного.

Осерчал Кощей, что есть на свете, красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда

кощей добрым молодцем перелетел через моря глубокие, через горы высокие,

и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал в дверь, попросил показать рукоделие готовое.

Марья

  -Бери добрый молодец, что тебе по душе придется. Увидал Кощей такую красоту, услыхал

 такие слова ласковые, пуще прежнего озлобился. Виданное ли дело, чтобы крестьяне простые

 красотой владели, какой у него, Кощея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать:

Кощей

-         Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь

-          из золотой посуды. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские,

-         где растут золотые яблочки.

Марья

-         Не проси меня, добрый молодец, не нужны мне твои богатства и диковины заморские, нет

-         ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь

-         матушка и батюшка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым моё рукоделие радость

-          приносит. А для тебя одного, не неволь, вышивать не стану.

Кощей

- Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей.

  Глядь, на том месте, где Марья стояла, стонет, бьётся Жар-птица. А сам Кощей взвился орлом

черным, и упал орел с поднебесья, схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака.

Как почувствовала Марья силу железных когтей, решила людям о себе последнюю память оставить.

Стала Жар-птица свои красочные перья на землю сбрасывать, падали они на луга заливные,

 в леса густые, озёра голубые. Упадет перо на землю, ветер баловник травой да листьями принакроет,

а все равно сияние их разноцветного притушить не может.

    Сбрасывает Марья перья, а сама понимает, что силы ее на исходе. Умерла Жар – птица в когтях

 у орла черного, а перья сами по себе на земле жить продолжают.

    Были те перья не простые, не всякий их увидеть может, а только тот чья душа красоту понимает

 и руки ту красоту для других создавать готовы. Рассыпала Жар – птица свои перья по всей русской

земле , наверное самые яркие упали от Нижнего Новгорода, что на великой реке Волге. С тех пор живут

 и работают там умельцы, которые создают эти замечательные изделия. (показ)

    А называется это место и эти изделия « Хохлома ». И не просто Хохлома, а огненная, золотая.

Огненно – красный цвет изделий золотое сияние узоров, вызывает ощущение жаркого пламени.

   Катят мастера из родных Волжских деревень деревянную посуду в большое село « Хохлома ».

 Стук – бряк – погромыхивает деревянный товар. Оттуда разлетались Жар – птицами чашки да

ложки по всей земле. Кричат зазывалы на ярмарке:

-         Кому посуда для кошки – окрошки ?

-         Чудо блюдо, да чашки, ложки !

-         Откуда посуда ?

-         К вам приехала сама « Хохлома ».

Так и повелось Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день расписанную посуду Хохломской зовут.

Странное и веселое слово « Хохлома ». Смех и восхищенное

« Ах », и восторженное « Ох » слышится.

-         Давайте посмотрим, что же рисуют на своей посуде мастера. Земляничку и малинку,

-         крыжовник да рябинку, ежевику, черную да красную смородинку. Но самый любимый

-          орнамент «травка» удлиненные и изогнутые былинки, а если травка превращалась в крупные

-         кудри – завитки, то эти затейливые узоры назывались « кудри нами ». Они всегда золотые.

-         А любимые цвета хохломских мастеров какие ? – правильно, красный, черный, золотой, зеленый.

Хозяйка. 

– Как мы за руки возьмемся

   Хоровод заведем, кудри завитки сплетем.

 

Хоровод « Волшебный завиток »

Под любую русскую народную мелодию дети выполняют перестроения хоровода.

Тетка

- Наши чудо мастера

Ночь трудились до утра

Нам посуду подарили

Расписать ее просили

 

Мы посуду заберем,

Кисти, краски соберем

Мы сегодня мастера.

Будет чудо – Хохлома !

Дети украшают посуду по типу « Хохломской ».

-         Отложили в сторону кисти мастера и работы ожили, заговорили, стали похваляться друг

-         перед другом своими нарядами, давайте послушаем. Что они говорят !

-         ( говорит от имени посуды ) – Какой красивый у меня завиток, как он затейлив как виноградный усик.

-         И мой мастер хорошо трудился, красивые цветы подобрал.

-         А мой наряд еще лучше – здесь и листочки золотые и ягодки красные.

Вот как разговорились. Таня, а твоя мисочка, что про себя сказала? (дети рассказывают от имени своих работ).

 

Тетка

       Спасибо вам дорогие мастера, за ваш труд, за ваше старание, которое не хочется в сундуках хранить.

 

Хозяйка

-         А что сундук ? Сундук дело наживное. Только скажу я вам, не в добре, что в нем спрятано, дело.

-          Копите, милые, сундуки добра души вашей.

 

Тетка

-         Копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза. Берегите любовь свою к маме, брату, сестре.

-         Если будет среди вас лад. Будет вам всем и клад.

 

Хозяйка

-  Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

Тетка

А песнями, играми счастье копится и помнится.

 

Исполнение песни « Жар – птица »

 

 

Используются технологии uCoz