Что мы знаем о слове?

Знакомство с учебником «Русский язык» для 3 класса,

Батищева О.А. – учитель начальных классов СОШ №3 Тихорецкого района

26.02.2008


Тема: «Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык».    Что мы знаем о слове».
Цель: - Познакомить с новым учебником;
- повторить знания учащихся о слове, звуках и буквах;
- показать значимость изучения русского языка как основного вида речевой деятельности;
- развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
1. Организация класса.
- Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас вновь отправиться в путешествие     по стране Знаний. В этом учебном году мы продолжим изучать свой родной русский язык. А поможет нам в этом ваш друг учебник русского языка для З класса.
2. Знакомство с учебником.
- Рассмотрите свой учебник. Что вы увидели на обложке?
- Что вам уже знакомо? (Название, фамилии авторов).
- Какие герои будут вместе с вами изучать русский язык? (Домовёнок
Афанасий и его дедушка Федор).
- Чем заняты Афанасий и его дедушка?  (Говорят, слушают, пишут, читают).
- Почему на обложке учебника мы увидели героев за этими занятиями?
Вывод: На уроках русского языка мы будем учиться говорить, слушать,
писать и читать. Это основные виды речевой деятельности.
- Русский язык как учебный предмет был у вас и во 2-м классе. Что вы уже
узнали на этих уроках?
- Может быть, не стоит опять изучать этот предмет, вы всё уже знаете?
 3. Обращение авторов учебника к учащимся.
- Что же нового вы узнаете на уроках?
- Зачем нужны вам эти знания?

- В любом путешествии нужен компас, чтобы не заблудиться. Таким компасом будут условные обозначения. Рассмотрите их на странице 3.
- Какие условные обозначения вам не знакомы? Что они обозначают?

4. Знакомство с разделами учебника.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.4. Чем занят Афанасий? (Слушает любимую пластинку).
-
Мы тоже вспомним то, что изучали во 2-м классе. Наш первый раздел «Повторение>.
- А с чего мы начнём этот раздел? (Со слова, слогов, звуков и букв).
- Правильно, вспомним всё, что вы знаете о слове.
Слово – это единица языка, служащая для наименования (названия) отдельного предмета, мысли или понятия. Слово – это речь, способность говорить. (Это запись на доске).

- Много великих людей, писателей, поэтов высказывались о слове. Вот
например, Л.Н.Толстой: «Слово
это выражение мысли… и поэтому слово
должно соответствовать тому, что оно выражает».
- А что по вашему мнению является словом?
- Из чего же состоят слова?
5. Минута чистописания.
- Сейчас мы вспомним все звуки и буквы русского алфавита, а некоторые
из них запишем. (Дети устно рассказывают алфавит).
- Поглядите, поглядите,
  Пять соседок в алфавите:
  Г, Д, Е, Ё, Ж
- Запишите эти буквы: Гг Дд Ее Ёё Жж
                                      Герб, добро, Евгений, ёлка , жизнь.
- На какие группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные).
6. Грамматическая сказка.
- Послушайте сказку о звуках, буквах и словах.
          Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За певучесть и голосистость прозвали их... (гласными).
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили с ними рядом стоять.       И назывались они... (согласными). И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему очень понравилась страна звуков,                  и он захотел познакомиться с её жителями. Когда ан узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником добрым и поэтому решил каждому жителю подарить «костюмчик». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
- Что вы уже знаете о букве? (Букву можно увидеть, написать, прочитать).
- Но всегда ли мы можем правильно записывать слова?
- Что нам помогает не ошибаться? (Правила правописания).
-
А как называются слова, которые не подчиняются правилам? (Словарные).
7. Словарная  работа
. Разгадаем кроссворд.                                                                     

  Для это нужно вспомнить словарные слова.

Вопросы: 7. Продукт, из которого делают сыр, творог, сметану.
                 8. Назови одним словом: брюки, юбка, платье.
                 1. Крупный населённый пункт.                                                                                                2. Дедушка Снегурочки.                                                                                                   

З. Каркуша.
                 4. Назови одним словом: чашка, кастрюля, тарелка.
 
                 5. Птица – будильник.  
                  
                 (Дети записывают слова в тетрадь).
- Посмотрите на стр.5 новое словарное слово «класс». Какая орфограмма есть в этом слове? Запишите слово, подчеркните орфограмму.

8. Работа по учебнику.
- На стр.4 есть упражнение № 1. Выполним его все вместе, вспомним порядок работы с упражнением. (Записывают в тетради отрывок из стихотворения, выделяют все изученные орфограммы).
- Обратите внимание на схему на стр.5. Как вы думаете, для чего она
нужна? (Схема нужна чтобы правильно дать характеристику слову).
- Расставьте порядок работы над словом.
- С чего же надо начать анализ любого слова?
- Опираясь на схему, выполним анализ слова «день».
1. Лексическое значение слова
обозначает время суток.
2. В слове 1 слог, дальше даётся характеристика каждого звука.
З. Подбор однокоренных слов
денёк, дневной.
4. Отвечает на вопрос что? В предложении связано со словами
весь, стоит.
      (Запись ведётся на доске и в тетрадях).


9. Итог урока:
- Что такое слово?
                          
- Для чего нам изучать свой язык?
                           
- В какой последовательности правильно выполнять полный        анализ слова?   


10. Домашнее задание: - записать 10 слов по теме «Лето»,
                                         
- выполнить полный анализ одного слова.

 

 

 

 

Используются технологии uCoz