Мониторинг качества обучения

                            (для пелагогов, участвующих в профильном обучении).

 

     Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей

его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом

определяют их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных

 заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение

тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных

данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Всё это требует наличия у мониторинга

определённой динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля.

1.            Сравнительный анализ мониторинга даёт возможность сравнения обученности учащихся,

 групп и классов.

2.            Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение

достаточно длительного периода с определённым контингентом учащихся.

3.            Констатирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление

знаний учащихся.

4.            Диагностирующий характер - обследование, направленное на установление причин

выявленного состояния знаний учащихся.

5.            Прогнозирующий характер - обследование, на основании которого можно осуществлять

 прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный

момент.

Педагогический мониторинг по данным направлениям с успехом заменяет текущий, тематический

и итоговый контроль, и не только заменяет, но и даёт намного больший коэффициент полезного

 действия.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определённую логически

законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели

 и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены

пути их реализации.

Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и педагогического

 коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей:

 степени обученности, обучаемости, познавательных интересов, мотивов учения, а также

на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворённости

 учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся,

 характера внутришкольных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.

Продуктивность учебного процесса зависит от многих факторов, так их представил

В.И. Подласый в порядке снижения их влияния на продуктивность обучения:

1.            Мотивация учения.

2.            Потребность учиться.

3.            Умение учиться.

4.            Работоспособность обучаемых.

5.         Объём учебной деятельности.

6.            Регулярность обучения.

7.            Активность и настойчивость в обучении.

8.            Стимулирование обучения.

9.            Управление обучением.

10.            Внимательность, дисциплинированность, усидчивость.

11.            Применение знаний на практике.

12.            Способность к изучению конкретных знаний.

13.            Потенциальные возможности.

14.            Сложность учебного материала.

15.            Методы обучения.

16.            Мышление при изучении конкретных знаний.

17.            Особенности психической деятельности.

18.      Вид и характер учебной деятельности.

19.            Уровень учебной подготовки.

20.            Уровень общей подготовки (эрудиция).

21.      Время сообщения знаний.

22.      Время закрепления знаний.

23.            Периодичность контроля и проверки знаний, умений.

24.      Объём и характер самообучения.

25.            Количество учебного материала.

26.            Содержание учебного материала.

27.      Форма изложения знаний.

28.      Тип и структура учебного занятия.

29.            Структура учебного материала.

30.            Психологические условия обучения.

31.            Средства обучения.

32.            Потенциальные возможности педагога.

33.            Возраст обучаемых.

34.            Экологические условия.

35.            Санитарно-гигиенические условия.

36.            Потребность в достижениях.

37.            Установка на продуктивность.

38.            Педагогические позиции.

39.            Взаимообучение.

Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он:

1.            Целесообразен.

2.         Имеет чёткие цели и задачи.

3.            Направлен на определённый объект.

4.            Систематичен и планомерен.

5.            Формы и методы соответствуют целям и содержанию.

6.            Оперативен.

7.            Коллегиален.

8.            Объективен.

          Исходя из этого постулата, за точку отсчёта в мониторинге качества берём школьный

тест интеллектуального развития.

      Цель: определение уровня  интеллектуальной готовности к восприятию учебного материала,

уровень интеллектуального развития ребёнка. Определение уровня, относительно которого мы будем

оценивать результаты деятельности данного ребёнка.

Инструментарий:

1.         Тесты Кэттела.

2.            Матрицы Равена.

3.         Тесты Айзенка (зрительно – пространственный, словесный, числовой).

     Тестирование учащихся проводится в начале учебного года или в течение месяца после

поступления ученика в школу. Тесты проводятся и обрабатываются психологом.

     Следующий этап:

Нулевой контрольный срез.

     Проводится в первые недели учебного года. Организация среза осуществляется преподавателем,

 ведущим данный предмет. Способы могут быть различными: устный контроль, письменный,

тестовый и т.д.  Анализ результатов нулевого среза даёт возможность преподавателю:

1.            Выбрать адекватную методику обучения.

2.            Сформировать мотивацию учащихся.

3.            Организовать дополнительные занятия для учащихся, показавших неудовлетворительные

                  знания.

4.            Провести коррекцию учебного графика

5.            Определиться с графиком проведения промежуточных срезов Непрерывное отслеживание

учителем качества обученности как учебных групп, так и отдельных учащихся способствует более

объективному оцениванию с выставлением поурочного балла, а это позволяет учителю осуществлять

самоконтроль за своей педагогической деятельностью.

 

 

             Рейтинг учащихся по итогам учебных периодов

      Цель: промежуточная оценка деятельности ученика и учителя (текущая успеваемость). Оценка

степени реализации интеллектуального потенциала ученика.

Программа «Рейтинг» Вносятся итоговые оценки за период обучения, выставленных учителем.

На выходе имеем информацию:

1.            Успеваемость ученика в процентном выражении.

2.            Качество обучения ученика в процентном выражении

3.            Рейтинг учащегося в классе.

4.            Рейтинг учащегося в параллели.

5.            Рейтинг класса в параллели.

6.            Список отличников учёбы.

7.            Список ударников.

8.            Список потенциальных ударников.

9.            Список неуспевающих.

        Процент успеваемости каждого ученика показывает отношение предварительно усвоенных к

общему числу изучаемых предметов. Процент качества показывает отношение хорошо и отлично

усвоенных дисциплин к общему числу изучаемых предметов.

         Что даёт:

1.            Обнародование результатов среди учащихся и родителей стимулирует деятельность ученика

на уроке и дома, обеспечивает регулярность обучения, повышает активность и настойчивость

 в обучении, что постепенно переходит в потребность учиться и частично мотивацию учения.

2.            Сравнение итогового результата с результатом интеллектуального теста намного выше

итоговых оценок, даёт возможность классному руководителю, психологу, заместителю директора

изучить причины нереализации потенциальных возможностей и наметить конкретные пути повышения

качества обучения конкретного ученика.

3.            Списки потенциальных ударников дают возможность заместителю директора работать над

повышением качества обучения в школе.

4.            Списки неуспевающих учащихся нужны заместителю директора для той же работы.

5.            Сравнительный график качества обучения даёт возможность правильно принимать решения

о выборе классов для контроля.

            Выстраиваемая в ОУ система внутришкольного контроля в виде педагогического

мониторинга включает в образовательный процесс и его регулирование все его субъекты:

 администрацию школы, анализирующую результативность обучения; руководителей методических

 объединений, систематизирующих результаты тестирования и обеспечивающие методическое

сопровождение образовательного процесса; школьников, отслеживающих свои достижения и

выстраивающих линии саморазвития; родителей как заинтересованных лиц, обеспечивающих

успешность в жизненном самоопределении и поддержку своим детям.

 

 

 

                                       Работа методических объединений

 

                Системой, как известно, называется смежное целое, в  котором составляющие его

компоненты взаимосвязаны.

                В школе существует целостная система внутришкольного руководства и контроля,

которая выражается в общих подходах к планированию:

- аналитическом;

- комплексном;

- практическом.

               Основные проблемы методической работы в реализации через разнообразные источники

информации организации образования; в конкретных реальных подходах к содержанию, структуре,

новым формам образования.

              Система:

1.            Единство задач образования.

2.            Ступенчатость возрастных периодов.

3.            Динамика роста, расширение развития обучения на каждой ступени.

4.            Конкретные учебные задачи и пути их реализации.

5.            Видение конечного результата для анализа и оценки.

В течение года всем учителям оказывается методическая помощь в зависимости

от способностей и возможностей конкретного учителя.

Наблюдается процесс углубления и расширения индивидуальных и групповых форм методической

 работы по определенным направлениям:

- дифференцированный подход в обучении;

Активные формы работы, семинарские занятия, собеседования методические объединения

заканчиваются конкретными рекомендациями.

Результаты учёбы и педагогических форумов положительно сказываются на качественной

работе многих учителей.

На заседаниях МО предлагались вопросы:

- планирования;

- выбора учебного плана;

- знакомства с педагогическими технологиями.

 

Используются технологии uCoz