Литературные встречи как форма итоговой работы на уроках литературы

(из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №3 ст.Фастовецкой Г.Г.Лебедь)

 

         Еще недавно новые формы урока: уроки-лекции, семинары, зачеты- стали повседневными в практике школы. Одной из таких форм в моем методическом арсенале стали литературные встречи. Организуются они на разных этапах обучения: в процессе изучения той или иной темы или как итоговое занятие. Цель встречи - углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень усвоения и осмысления материала, а главное - вызвать интерес к предмету, увлечь учащихся литературой. Многие наши встречи воспитывают у школьников чувство гражданина и патриота своей Родины.

    Встречи содержат элементы соревнования: они проводятся между двумя командами одного класса или между двумя классами; оценивает ответы жюри. В состав жюри входят два-три учителя литературы и не менее пяти учащихся старших классов, уже прочитавшие и изучившие творчество писателя, которому посвящена встреча, ранее принимавшие участие в подобных состязаниях. Ведет встречу учитель. В качестве зрителей приглашаются родители, учителя других предметов и ученики старших классов.

          Провожу встречи в своих классах систематически, начиная с пятого и до выпускного, и посвящаю произведениям писателей, которые изучаются по программе, а также произведениям для внеклассного чтения. В памяти моих учеников и гостей надолго остались встречи по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Б.Васильева, В Бакалдина и многих других.

    Подготовка встречи - дело непростое и требует усилий и времени и учащихся и учителя. Выбор произведения или писателя проводим не позднее, чем за два месяца до встречи. Предлагаю на обсуждение несколько произведений. Мнение учащихся, особенно читающих, учитывается. В итоге останавливаемся на конкретном произведении. Дается задание прочитать его к определенному сроку.

       Формирование команд (в одном классе или в двух) осуществляю с помощью активов классов. Стараемся, чтобы команды были примерно равны по силам. Необязательно делить весь класс пополам, поначалу лучше создать команды из хорошо успевающих по литературе учащихся, с одинаковым числом участников в каждой. Остальные в процессе подготовки помогают командам, за которые они болеют. Созданные за 1, 5-2 месяца до встречи команды еженедельно готовятся к ней, стараясь держать в тайне друг от друга все свои заготовки и замыслы.

  Вопросы и задания подбирает учитель, иногда с помощью ребят. Обе команды получают их заранее, чтобы иметь возможность хорошо подготовиться. Задания должны быть интересными, глубокими, затрагивать

своеобразие каждого художника слова. Но, на мой взгляд, при проведении встреч по любому автору или произведению обязательно должны быть включены такие вопросы: прочитать наизусть 2-3 критических высказывания  об авторе и прокомментировать их. Раскрыть условия формирования личности писателя; рассказать об истории создания произведения, о смысле названия; показать, какие проблемы поставил автор в произведении и какими художественными средствами их решил и почему; охарактеризовать главных героев произведения. Чьи взгляды вы разделяете и почему? На чьей стороне автор? Рассказать об эпизодах, которые более всего волнуют читателя, и объяснить, почему выбраны именно они; прочитать наизусть отрывок из произведения.

   Каждая команда самостоятельно выбирает отрывки для инсценировки, готовит костюмы и декорации.

     Незадолго до встречи, когда всеми учащимися произведение прочитано, проводим сочинение «Мои размышления о…»(конкретное название) .Сочинения служат основой для стенных газет, которые в тайне друг от друга оформляют команды.

   Для викторины каждая команда готовит по 5 вопросов, которые будут заданы соперникам.

    Во время подготовки встречи учитель консультирует учеников каждой команды отдельно, помогает отобрать отрывки для инсценирования, материалы для газеты, критические высказывания об авторе или произведении. В этот подготовительный период проводится большая работа по изучению текста произведения и глубокого его осмысления.

   Проведение встречи можно разделить на следующие этапы.

  Словарный диктант, включающий характерные для данного произведения слова, словосочетания, фразы (с дальнейшим толкованием их лексического значения, их смысла) и литературоведческие понятия, используемые при его анализе и оценке.

   Обсуждение вопросов. Вопросы предлагаются поочередно каждой команде; кроме того, команды могут дополнять ответы друг друга.

  Инсценирование отрывков произведения. Оно вызывает особый интерес у учащихся, помогает надолго запомнить героев, создает атмосферу радости творчества, объединяет учащихся(тем более что из школьной жизни исчезли ученические театры).

    Защита стенной газеты. Каждая команда доказывает необходимость отобранного материала, рисунков. В газету могут быть помещены личные впечатления учащихся от знакомства с произведением, высказывания о нем критиков, оценочные суждения учащихся и другие материалы.

  Проведение викторины. Каждая команда поочередно задает свои вопросы другой: если ответ неверен, дают его сами. Кроме чисто познавательных целей, викторина вносит в учебную встречу элемент психологической разрядки: вопросы могут быть самыми неожиданными, а иногда и забавными.

Чтение наизусть наиболее понравившихся отрывков из произведения. Учащиеся выбирают их самостоятельно. Объем отрывков не должен быть очень большим. Можно прочитать стихи, посвященные автору, или свои. В моей практике такие случаи были неоднократно.

    Подведение  итогов встречи. Оценивается каждый этап встречи по 5-балльной системе. Жюри определяет лучшую команду и лучших участников каждой команды. Даем общую оценку всей встрече, отмечаем достоинства и успехи каждой команды (мягко и корректно можно сказать и о недостатках).

 Вопросы и задания к конкретным литературным встречам.

Раннее творчество Н.В.Гоголя (8 класс).

Объяснить лексическое значение слов: романтизм, реализм, мировоззрение, фантастический, гротеск, искусство, сатира, ирония, гуманизм, экспрессия, идиллия.

Рассказать об условиях формирования личности Н.В.Гоголя.

Прочитать высказывания о Н.В.Гоголе и прокомментировать их.

 Рассказать об истории создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сборника «Миргород».

 Охарактеризовать героев «Сорочинской ярмарки», «Страшной мести», «Старосветских помещиков».

Объяснить, почему сборник  «Миргород» (первая часть) заканчивается повестью «Тарас Бульба».

Почему А.С.Пушкин оценил повесть «Старосветские помещики» как шутливую трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти?

Далее следуют: викторина, защита газеты; инсценирование одной из повестей Н.В.Гоголя; чтение наизусть отрывка из любой повести Н.В.Гоголя, стихов, посвященных Н.В.Гоголю; подведение итогов встречи

II.Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» (11 класс).

Словарный диктант. Гражданственность, территория, лирическая проза, преобразование природы, полемическая заостренность, субъективные и объективные обстоятельства, оппонент, лауреат Государственной премии, сострадание, сопереживание, поколение.

Объясните значение слов: роман, повесть, гуманизм, комментарий.

Условия формирования личности В.Распутина.

Какие проблемы поставлены в творчестве В.Распутина? Какие из них волнуют и вас? Что вы знаете об истории создания «Прощание с Матерой»?

Раскройте смысл названия повести. Какой вы запомнили распутинскую Матеру и почему описанию этой земли автор уделяет большое внимание?

Зачем автор, зная, что остров должен быть затоплен, рассказывает читателю , откуда «есть и пошла Материнская земля»?  Необходимо ли затопление Матеры? Какие точки зрения сталкиваются автором? Какова его позиция?

Чьи взгляды разделяете вы и почему? Охарактеризуйте главных героев повести Дарью, Андрея, Павла, покажите их отношение к решению затопить Матеру. На чьей стороне автор? Какие страницы повести особенно запоминаются читателям? Прав ли В.Солоухин, утверждая, что главу о «царском листвене» невозможно читать без спазм в горле»?

 Далее встреча традиционно включает инсценировку отрывка, защиту газеты, викторину, выразительное чтение наизусть отрывка, подведение итогов.

 

Благодаря литературным встречам происходит незримый диалог писателя и читателя, художники слова становятся ближе нашим ученикам.

 

    

Используются технологии uCoz