С любовью к России и Кубани

классный час,

Батищева О.А. – учитель начальных классов СОШ №3 Тихорецкого района

26.02.2008


Цели: - познакомить учащихся с отдельными эпизодами истории России,

            великими людьми, символами страны;

          - раскрыть смысл понятия «патриотизм».

Оборудование: карта России, аудиозаписи песни и гимна России и Кубани,

                         герб, флаг России и Кубани.

 

                                      Ход занятия.

 

I.    Организационный момент.

II.  Постановка темы занятия.

Учитель. Как называется наша Родина?

Дети. Россия.

Учитель. Прочитайте тему и девиз нашего занятия.

На доске запись: «С любовью к Родине».

Девиз: Великую землю,

            Любимую землю,

            Где мы родились и живем,

            Мы Родиной светлой,

            Мы Родиной нашей зовем.

Учитель: - Какие мысли возникли у вас, когда прочитали тему и девиз?

Ответы детей.

Учитель.  Сегодня мы поговорим о том, за что же надо любить свою

                 Родину.

III.  Знакомство с историей страны и ее символами.

Учитель. Откуда появилось название – «Россия»?

     - В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озер. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черными морями. Она была населена русскими или россами, то есть людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озер.

Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений.

     Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово «россияне», а страна, где они живут, - Россия.

     Такое название в языке закрепилось с 1У века, когда русские стали объединяться в одно государство.

Ученик 1. За ясные зори, умытые россами,

                 За русское поле с колосьями рослыми,

                 За реки разливные в пламени синем

                 Тебя по-славянски назвали Россия.

                 Россия… Россия… Раздолье…Равнины.

                 Березы белые, седые осины.

                 Все дорого с детства, все помнится с детства.

                 И все же не можешь никак наглядеться.

Учитель. Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?

                                          -     2     -

 

Дети. Все мы россияне. Живем в стране, которая называется Россия.

Учитель. Каждое государство имеет свои символы. Расскажите                               

                о символике России.

Ученик 2. Флаг. По решению государственной Думы и Президента Россия

                 вступила в ХХ1 век и третье тысячелетие с бело-сине-

                 красным государственным флагом..

Ученик 3. Герб. Представляет собой изображение золотого двуглавого

                 орла на красном поле. Двуглавый орел – символ вечности

                 России, символ сохранения в русском Наде православной веры,

                 символ глубокого уважения нашим народом своих исторических

                      корней и национальной истории. Две головы орла напоминают    

                       об исторической необходимости для России обороны от запада и

                       востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой,

                       символизируют кровное братство и единую историю трех

                       восточно - славянских народов: русских, украинцев и белорусов.

                       Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение

                       незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь

                       орла, защищенная щитом с изображением святого Георгия

                       Победоносца, указывает на державшую преемственность России

                       от Руси Московской и на Москву как собирательницу и

                       защитницу земель русских. Недаром на пороге ХХ1 века

                       двуглавый орел снова становится символом России.

Ученик 4. Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют  

                 стоя. 1 января 2001 года Государственным гимном снова стало

                 произведение с современным текстом С.В. Михалкова на музыку

                 А.В. Александрова. Текст гимна утвержден государственной думой            и президентом. (Дети поют и слушают Гимн стоя.)

Ученик 5. Россия занимает площадь в 17 млн. квадратных километров.

Это в два раза больше, чем  территория целого материка Австралия.     Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тысяч километров. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России                      10 тысяч километров. Россия располагается в двух частях света: Европе и Азии. Россия занимает северо – восточную часть материка Евразия, омывается водами трех океанов: Тихого – с востока, Атлантического – с запада, Северного Ледовитого – с севера.

Ученик 6.           Вижу чудное приволье,

                            Вижу нивы и поля –

                            Это русское раздолье,

                            Это русская земля.

                           

                            Вижу горы и долины,            Слышу пенье жаворонка,

                            Вижу степи и луга –              Слышу трели соловья -

                            Это русские картины            Это русская сторонка

                            Это Родина моя.                    Это Родина моя!

                                               -     3     -

 

IV. Беседа о родном крае.

Ученик 1.            Ничего не знаю краше

                            Ни дороже, ни мелей

                            Неоглядных наших пашен

                            Наших солнечных полей.

                            Не видал лесов светлее,

                            Песен звонче не слыхал,

                            И людей душой добрее,

                            Где б я ни был, не встречал.

Учитель.   - Как назвать нашу с вами малую Родину?

                   - О каком крае эти строчки? (О Кубани).

                   - Кубань, или Краснодарский край, имеет тоже свою символику:

                     герб, флаг и гимн.

Ученик 2.  Флаг Кубани – представляет собой прямоугольное полотнище

                   из трех разновеликих горизонтальных полос (ширина двух

                   крайних полос равна ширине средней полосы). В центре флага

                   расположен герб золотистого цвета. Цвета флага: синий,

                   малиновый и зеленый. Синий символизирует неразрывную связь

казачества с Россией – славянством. Малиновый -  символ кубанского казачества. Зеленый – утверждение вечнопобеждающей силы казачества, цвет восстающих народов.

Ученик 3.   Герб Кубани. В зеленом щите золотая зубчатая стена с двумя

                   круглыми башнями, с открытыми воротами и швами над башнями.

                   В золотой верхней части щита орел, на груди его крест Кавказа.

                   Герб украшен золотыми листьями, соединенными алой лентой.

Учитель.  Также у Кубани есть свой гимн. Слова написал полковой

                   священник Образцов, а музыка народная. Послушайте гимн

                   Кубани. (Аудиозапись гимна).

У. Блиц – турнир.

Учитель.     – Каждому человеку должны быть хорошо известны символы

                   государства, в котором он живет. Ведь они сопровождают нас

                   всю жизнь. Мы не всегда это замечаем, но каждое событие

                   государственного масштаба происходит под сенью этих

                   символов.

1.     Что относится к символам государства?

2.     Что представляет собой государственный флаг России?

3.     Что такое государственный герб?

4.     Что представляет собой герб России?

5.     Что такое гимн?

6.     Назовите авторов гимна России и Кубани.

У1.  Итог занятия.

                   - Что нового, интересного и полезного узнали на занятии?

                  

                  

                  

 

 

 

 

 

                  

                           

                           

                           

                  

                

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz