Уроки  по курсу «Грамота» в 1 классе.

 

Тема: Знакомство с особенностями разделительного твёрдого знака, сравнение

 слов, письмо слов с твёрдым знаком, составление примеров, решение задач

на все действия.

 

Задачи урока: познакомить  учащихся с особенностями ъ, проводить работу по

 сравнению слов, формировать навык беглого и осознанного чтения, учить писать

букву ъ, развивать словарный запас учащихся, развивать фонематический слух,

зрительное сосредоточение, пространственные ориентировки;

 

составлять и решать задач на все действия, работать над составлением примеров.

 

 

 

Материалы к уроку:

 

- Л.Е.Журова, О.Е.Евдокимова. Грамота: Учебник для уч – ся 1кл.М.,2005, рабочая

тетрадь «Грамота» №3.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

1. Орг.момент.

 

- Назовите сегодняшнее число, день недели.

 

- Какой по счёту день недели? Какой будет завтра день недели?

 

- Какое время года наступило? В каком месяце мы сейчас живём?

 

- Какой это по счёту зимний месяц? Сколько дней  прошло с начала месяца? А кто

может сказать, сколько осталось дней в декабре? (15)

 

- Какой праздник вы ждёте с нетерпением?

 

- А какой праздник скоро будет в нашем классе?

 

- Правильно, через несколько дней мы попрощаемся с вашей первой учебной книгой.

 

- Скажите, как она называется?

 

- На прощание Грамота приготовила вам самую интересную букву русского алфавита. Вот сейчас вы с ней познакомитесь.

 

 

2. Основной момент.

 

Показ буквы и чтение стихотворения учителем.

 

 

Эта буква - твёрдый знак,

 

Знак – отшельник, знак – бедняк.

 

Нарасхват другие буквы,

 

Хоть у них попроще вид.

 

Этот в азбуке, как бука.

 

В одиночестве стоит.

 

- Что вы узнали про ъ знак из стихотворения?

 

- А теперь давайте прочтём, что написано в Грамоте про эту букву.

 

- Откройте учебник по закладке и  переверните на следующую страницу.

 

- Рассмотрите рисунок, как изображён Ъ знак? Покажите.

 

- А теперь прочтём, почему именно так нарисовал его художник?

 

- Чтение стихотворения хорошо читающими учениками.

 

- Почему твёрдый знак назвали молчаливым?

 

- А про какую ещё букву мы можем сказать «молчаливая»? (ь- знак)

 

- Рассмотрите слова написанные кранным цветом.

 

- Прочитайте их. Как из слова «сел» получилось слово «съел».

 

- Посчитайте сколько букв в каждом слове?

 

- А теперь сделаем звуковой анализ этих слов. Сколько получилось звуков в

каждом слове? Почему, ведь букв не поровну?

 

- Какая есть ещё буква у которой нет звука?

 

- Назовите слова с мягким знаком.

 

- А сейчас прочитаем слова где есть Ъ знак.

 

На доске: СЪЕМ, СЪЕХАЛ, СЪЁМКА, СЪЕЛИ, ПОДЪЕЗД, ПОДЪЁМ, ВЪЕЗД.

 

 

 

Физминутка.

 

Ёлка, ёлочка, расти.

 

К нам на праздник приходи.

 

Скоро, скоро Новый год

 

Нам подарки принесёт.

 

 

3. Письмо слов с твёрдым знаком.

 

- Откройте пропись на стр. 62.

 

- Сравните буквы на верхней строке.

 

- Назовите их сходства и различия.

 

- Почему нет заглавной буквы? У каких ещё букв нет заглавной буквы?

 

 

Как мы пишем твёрдый знак?

 

- Твёрдый знак мы пишем так:

 

Колесо и спичка,

 

Позади косичка.

 

- Показ учителем на доске и письмо в воздухе.

 

- Напишите Ъ знак на второй строке.

 

- Рассмотрите букву на третьей строке. Какая это буква?

 

- Какой элемент вы должны дописать?

 

- Какое правило написания письменных букв надо помнить?

 

- Выполните это задание.

 

 

Пальчиковая гимнастика.

 

Мы наши пальчики сплели

 

И вытянули ручки.

 

Ну а теперь мы от Земли

 

Отталкиваем тучки.

 

 

4. Чтение слов по учебнику.

 

- Посмотрите на стр.193. Прочитаем пары слов .

 

- Что вы заметили? Подчеркните те слова, в которых есть Ъ знак.

 

- Прочитайте их ещё раз.

 

На доске пословица: НЕ ЗА ТО ВОЛКА БЬЮТ, ЧТО СЕР,

 

                                     А  ЗА ТО, ЧТО ОВЦУ СЪЕЛ.

 

- Что такое пословица?

 

- Это народная мудрость. Чему учит эта пословица?

 

- Виноват не цвет волчьей шерсти, а  что волк таскает овец.

 

 

 

- Самостоятельное чтение стихотворения.

 

- Назовите из стихотворения слово с твёрдым знаком, а теперь с мягким знаком.

 

- Для чего нам нужен Ь знак.

 

- А как вы думаете, для чего нужен Ъ знак? Он тоже смягчает согласный?

 

- Что же делает Ъ знак в словах?

 

На доске слова: сехал, вехал, подезд, везд, сёмка.

 

- Правильно ли написаны эти слова? Почему?

 

- Вот видите ребята, для чего нужен Ъ знак, он разделяет в слове согласную

от гласной.

 

5. Итог урока.

 

- Так какую букву на прощание вам оставила Грамота?

 

- Что вы узнали об этой букве? Для чего она нужна?

 

- Кто запомнил слова, в которых есть эта буква? А можем ли мы её произнести?

 

- А теперь давайте назовём все буквы русского алфавита.

 

Дзевенская Л.В. учитель начальных классов СОШ№3 ст. Фастовецкая

 

 

 

Урок 2.

 

1.Математическая разминка.

 

-устный счёт на сложение и вычитание в пределах 10;

 

- ритмический счёт  - парами, тройками, четвёрками до 20;

 

- решение задач с использованием фишек:

 

В коробке было 15 конфет. Все конфеты разложены в 3 ряда, поровну в каждом.

Сколько конфет было в одном ряду?

 

Мама купила карандаши. В одной коробке было 6 штук. Сколько карандашей

было в двух, трёх коробках?

 

- Продолжите следующие высказывания:

 

- по два два раза – это…

 

- по три два раза  - это…

 

- по четыре два раза – это…

 

- по пять два раза – это …

 

 

2. Работа по учебнику «Грамота».

 

Работа в парах.

 

- Рассмотрите схему в учебнике на стр.196;

 

- Составьте пример соответствующий схеме     +     = 10

 

- Покажите  соседу по парте, проверьте пример, составленный соседом по парте.

 

- Работа с пособием «окошечки»: 1 вариант вычитает любые числа из 9,

а 2 вариант – из любых чисел вычитает число 4.

 

Составление задач по рисунку на все действия.

 

- рассмотрите рисунок к заданию; расскажите, как можно узнать, сколько

мячей на рисунке;

 

- девочки составляют задачу, которая решалась бы сложением и записать

разрезными цифрами;

 

- мальчики составляют задачу, которая решается вычитанием и записывают

разрезными цифрами.

 

- Проверьте друг у друга.

 

- На какие действия ещё не составили задачи?

 

- Составим задачу на действие умножения. Запишите цифрами.

 

- Как можно составить задачу на деление? Запишите.

 

- Вы составили много задач, а на какое действие вам больше нравиться составлять

задачи? Почему?

 

 

 

Физминутка.

 

Сколько точек в этом круге

 

Столько раз поднимем руки.

 

Сколько ёлочек зелёных,

 

Столько сделаем наклонов.

 

Мы присядем столько раз,

 

Сколько листиков у нас.

 

На носочки встанем,

 

Потолок достанем и тихонько сядем.

 

 

 

3. Работа в тетради «Грамота» № 3.

 

Составление и решение задач на все действия по рисунку.

 

-Рассмотрите рисунок на с.63, расскажите, как можно узнать, сколько чашек на

 рисунке;

 

- Используя этот рисунок, составьте задачи и допишите решение в тетради.

 

Классификация множества предметов.

 

- Рассмотрите рисунки и скажите, на какие группы можно распределить изображённые

предметы.

 

- Обведите замкнутой линией группы предметов.

 

- Напомните, как это делаем? (Линию ведём аккуратно, чтобы она не пересекалась

 с другими линиями и не проходила по рисунку).

 

- Назовите, каждую рыбу на рисунке (сом, щука, налим)

 

- Названия каких рыб вы слышали, а каких – услышали только сейчас?

 

- Какие виды рыб вы ещё знаете?

 

- Назовите каждый вид транспорта.

 

- Какие ещё есть виды транспорта?

 

 

4. Итог урока.

 

- Вот и закончился урок, последний урок в нашей «Грамоте»

 

- Чему научила вас эта замечательная книга – учебник?

 

- Что запомнилось из учебника вам больше всего?

 

- Отдельное спасибо и слова благодарности нашему первому учебнику мы скажем

на празднике «Прощание с Грамотой».

Используются технологии uCoz