Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 ст. Новорождественской

Тихорецкого района Краснодарского края.

 

 

 

 

 

 

Урок кубановедения  во  2 классе по теме:

 

«Красная книга Кубани»

 

 

Автор: учитель начальных классов Федюнина Ирина Анатольевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

·       воспитывать патриотов Родины, любовь к родному краю;

·       воспитывать бережное отношение к природе;

·       повторить и расширить знания детей о животном мире Краснодарского края;

·       познакомить учащихся с историей создания Красной книги Кубани;

·       познакомить учащихся с некоторыми видами растений и животных, внесённых в неё;

·       раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;

·       обсудить, как дети могут способствовать выживанию исчезающих видов растений и животных;

·       познакомить будущего Президента и учащихся с заповедниками и заказниками Краснодарского края;

·        развивать творческие способности учащихся, речевую культуру, любознательность, познавательный интерес к изучению природы Родины.

 

 

Оборудование:

·       компьютер;

·       мультимедийный проектор;

·       диск с записью развивающей программы для начальной школы «Природа и человек»;

·       диск с записью фильма «Дикая природа Кавказа. Кавказский государственный биосферный заповедник»;

·       магнитофон и запись мелодии для физминутки.

 

 

 

 

1. Организационный момент и настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

А настроение сейчас не может быть плохим, т. к. мы начинаем урок для Президента России, на котором мы расскажем ему о нашей малой Родине, о нашем Краснодарском крае, познакомим с природой Кубани.

 Ведь природа Краснодарского края прекрасна! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…

(Дети смотрят на картины, изображающие контрастную природу родного края на экране мультимедийного проектора).

Посмотрите вокруг –                                           Отчий край!

Зачарует краса:                                                    Вишнёвые рассветы,

Нету края прекраснее нашего!                           Двух морей и неба синева…

Золотятся хлеба,                                                 Разве можно быть здесь

Зеленеют леса,                                                                        не поэтом,

Даль морская лазурью украшена…                    Если сами просятся слова.

Виктор Подкопаев.                                                  Кр. Обойщиков.

Этими прекрасными словами кубанских поэтов мы начинаем урок кубановедения.

Президент нашего государства выбирается народом при тайном голосовании сроком на 4 года. 2 марта в нашей стране состоятся выборы Президента Российской Федерации, т. к. полномочия В. В. Путина заканчиваются. Ведь в должности Президента нельзя быть больше 8 лет.

Одним из кандидатов в Президенты нашего государства является человек, который много делает для развития образования в нашей стране. Это Д. А. Медведев. Он родился в 1965 году на окраине Ленинграда, в районе Купчино. Вырос в профессорской семье, но был боевым мальчишкой с твёрдым характером. Его любимой книгой в детстве был роман «Дети капитана Гранта».

А профессией своей он видел химию. И однажды, сделав фейерверк, едва не сжёг квартиру. Друзья ценили пристрастие Медведева к музыке и фотографии – он был желанным гостем в любой компании. И даже сам, как  диск-жокей, проводил школьные новогодние вечера

Д. А. Медведев много раз бывал на  Кубани,  он видел, как красив и богат наш край, но на уроке мы поведаем о тревожных сигналах в природе, о больших и малых ранах, которые наносит природе человек.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучали тему «Животные Краснодарского края».

(На экране название темы прошлого урока).

Вспомним эту тему и проверим домашнее задание.

Некоторые ребята дадут письменные ответы по карточкам.

 

1) Индивидуальный опрос по карточкам.

 

 

Карточка №1.

 

- Вспомни, на какие три группы делятся дикие животные Кубани.

Рамки с названиями хищников обведи красным цветом, травоядных – зелёным, а всеядных –жёлтым.

                                                                                                          

заяц

лиса

медведь

ласка

хомяк

мышь

волк

кабан

олень

рысь

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2.

 

  - Какие животные самые многочисленные на Кубани?

 

  -  На какие группы делятся они?

     Попробуй вспомнить и записать, каких жуков, ты знаешь?

   ______________________________________________________________________________

   ______________________________________________________________________________

   ____________________________________________________________________________________________

 

 

Карточка №3.

 

Составь простейшие пищевые цепочки: расставь всех по своим местам, кто чем питается.

      Волк, трава, заяц:

_____________________               _____________________              __________

       Мышь, ласка, зерно:

_____________________              ______________________             ____________________

 

     Барс, гусеница, птица:

  _________________            ___________________           __________________

 

                                                                             

 


2) Фронтальный опрос всего класса.

- На какие две группы можно разделить всех животных?

(На экране схема).

 

                          

животные

 

                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 


- Чем отличаются дикие животные от домашних?

- Какие дикие животные живут в северных районах Краснодарского края?

- Какие животные живут в лесах Кубани?

- Каких животных можно встретить возле рек?

- Где ещё обитают пернатые?

( Проверка работ, выполненных учащимися на карточках по сигнальным карточкам. Если правильный ответ, то дети показывают солнышко, если ответ неправильный, то тучку.)

 

3) Индивидуальный опрос творческого характера.

- Некоторым учащимся было дано индивидуальное задание: найти в энциклопедии интересные сведения о диких животных Краснодарского края и рассказать этот материал всему классу.

1. Грызуны, обитающие в нашей местности. (Рассказ о мышах, крысах, хомяках, тушканчиках, сонях, ондатрах, водяных крысах, кротах, зайцах).

(На экране изображение животных, про которых рассказывают дети).

2. Хищники Кубани. (Рассказ о ласке, барсе, леопарде)

(На экране изображение этих животных).

3. Травоядные нашего края. (Рассказ о турах и оленях).

(На экране изображение этих животных).

4. Всеядные животные Кубани. (Рассказ о кабанах).

(На экране показ кабанов).

5. Рептилии или пресмыкающиеся Кубани. (Рассказ о ящерицах, змеях, черепахах).

(На экране показ соответствующих животных).

6. Птицы Краснодарского края. (Рассказ о дятлах, синицах, зябликах, совах, чайках, чижах, щеглах, воробьях, цаплях, пеликанах, воронах, скворцах, стрижах).

(На экране показ птиц).

7. Рыбы, обитающие в водоёмах Краснодарского края.

(На экране рыбы: морской конёк, севрюга, ставрида, камбала, собачья акула, медузы, форель).

 

4) Игра «Угадай животное».

- А теперь хитрый вопрос:

«Кого больше в лесу зверей или животных?»

- Посмотрите, здесь написаны названия некоторых животных. Попробуйте расставить буквы в правильном порядке.

(На экране неправильное написание животных)

 

 

накаб

еноль

юкадаг

демевьд

аилс

кабел

вайруем

шаугкял

 

 

 

 

5) Игра «Найди родственников».

- Многие животные живут рядом  с человеком несколько тысяч лет. Люди приучили их и сделали своими надёжными помощниками и друзьями. Найдите родственников среди диких и домашних животных.

( На экране картинки с изображением домашних и диких животных, которых дети должны соединить по образцу)

 

 

собака

кошка

свинья

утка

кролик

 

 

заяц

волк

кабан

рысь

дикие

утки

 

 

 

 

 

6) Игра «Какую пользу приносят животные».

- Ребята, на Кубани почти в каждом станичном дворе можно встретить домашних животных. Вы правильно сказали, что люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.

- А чем животные платят за их любовь и ласку? Что человек получает от домашних животных?

(На экране название животного и то, что от них получает человек).

 

Овал: пчела Овал: молоко, сыр, масло
 


Овал: шерсть 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                       

 

7) Реклама товаров, производимых в районе и получаемых от домашних животных

- Ребята, что производят в Тихорецком районе из продуктов, получаемых от домашних животных?

- Дома вы придумывали рекламу товаров, о которых вы рассказали. Посмотрим и послушаем, что вы придумали.

8) Игра «Отгадай детёныша».

- Когда у домашних животных рождаются детёныши? (Зимой и весной).

- Знаете ли вы, какие у кого детёныши?

(На экране название взрослого животного, а дети называют детёнышей этого животного).

- Свинья - _______________                       - Лошадь - ________________

- Корова - _______________                       - Овца -      ________________

- Утка -   _______________                       - Курица -  ________________

- Гусь -    _______________                       - Собака -   ________________

9) Мини-сочинения учащихся с показом портретов своих любимых животных.

- А какие животные нам нужны для общения и охраны жилья?

- Творческим домашним заданием у вас было нарисовать рисунок вашего домашнего любимца и составить небольшой рассказ о нём по плану:

1. Порода;

2. Кличка;

3. Внешний вид, особенности окраски;

4. Особенности характера;

5. Твоё отношение к животному.

10) Игра «Животноводство».

- Одной из важных отраслей на Кубани было и есть животноводство.

- Я предлагаю поиграть в игру, которая подведёт итог проверке домашнего задания.

(Игра проводится через компьютер и при помощи учебной программы для начальной школы «Природа и человек».)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Узнать тему сегодняшнего урока, а заодно повторить пройденный ранее материал вы сможете, разгадав кроссворд:

 


Р

 

А

 

Д

 

О

 

Н

 

С

 

А

 

Р

 

К

 
                                                      

И

 

К

 

А

 

З

 

А

 

К

 
                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопросы:

1.Самая большая река в Краснодарском крае.

2. Столица Краснодарского края.

3. Основатели земли кубанской.

4. Город-курорт, где пройдут зимние олимпийские игры в 2014 года.

5. Море, омывающее берега края на юго-западе.

6. Известный детский курорт.

7. Как называется центральная улица города Краснодара.

8. Императрица, в честь которой назвали столицу нашего края.

9. Чёрное золото Кубани. Как называется почва в нашем крае?

10. Столица нашего района.

11. Песня, которая исполняется во время торжественных церемоний.

12. Как называется место, где человек родился?

 

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги Кубани.

(На экране тема урока).

 

4. Работа над новым материалом.

 

1). Рассказ учителя о Красной книге Кубани.

Все мы являемся жителями Краснодарского края. Отдыхая летом на Черноморском побережье, совершая путешествия по городам Сочи, Анапа, Геленджик, видим, как прекрасен наш край, его природа, сколько богатства таит в себе.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету.

(Я. Аким)

 

(По ходу чтения учителем стихотворения, на экране появляются картины природы).

Нашей планетой только б восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство. За время современного летоисчисления полностью уничтожено, стёрто с лица Земли 350 видов животных. Учёные начали бить тревогу.

В 1948 г. во Франции был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения. Комиссией был составлен список редких видов. Этот список позднее было решено назвать Красной книгой.

В нашей стране в 1974 г. была учреждена Красная книга СССР, а в 1978 г. – Красная книга Краснодарского края. Её задача – уточнение и углубление знаний о редких и исчезающих видах растений и животных Кубани, с целью разработки мер по их охране.

(На экране «Красная книга Краснодарского края», дата образования и рисунки животных и растений).

 

Красная книга Кубани состоит из двух частей:

1 часть  - растения (157 видов);

2 часть – животные (102 вида).

(На экране эта информация в окружении растений и животных, исчезающих видов).

Красную книгу Кубани переиздали в 1994 году. Она имеет вот такой вид.

(Показ учителем Красной книги Краснодарского края).

 

- Красную книгу Кубани регулярно переиздают. Как вы думаете почему?

Правильно, потому что появляются новые виды исчезающих растений и животных, или наоборот, некоторые виды восстановлены.

- Ребята, подумайте, почему книга названа Красной?

Красный цвет – это значит внимание, сигнал опасности, предупреждение. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

 

2. Беседа о причинах исчезновения растений и животных.

- Скажите, а почему исчезают некоторые виды животных и растений?

Человек наносит природе большие и малые раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.

1) Всё больше загрязняются воздух и водоёмы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека.

 Основную массу загрязняющих веществ в атмосферу крупных городов и курортов вносит автотранспорт.

2) Богатство нашего региона – земля, всемирно известные кубанские чернозёмы. Они составляют – 80 % пашни. Но они стремительно истощаются. Это сказывается на урожае.

3) Вырубка леса на склонах Кавказского хребта отрицательно сказалась на полноводности рек, участились оползни, во многих пунктах ощущается нехватка пресной воды.

(На экране фотоматериалы, отображающие экологические проблемы края).

 

Люди поняли, что природа в опасности, поэтому ведутся работы по охране природы.

- Преобразуются многие заводы и фабрики с тем, чтобы не загрязнять воздух.

-  На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

- Запрещено собирать редкие растения, охотится на редких животных.

- Созданы территориальные комитеты по охране окружающей среды.

- Регулярно берутся пробы воды в водоёмах и строятся очистные сооружения.

(На экране фотоматериал по охране окружающей среды).

 

- К кому обращены слова стихотворения:

Берегите эту землю, воду.

Каждую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Эти слова обращены ко всем нам. А что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?

 

3. Работа с учебником. Чтение правил защитников природы.

Прочитаем правила защитников природы в учебнике на странице 33.

Не разоряй птичьи гнёзда!

Не уничтожай насекомых!

Не сори в местах отдыха!

Не бери лесных жителей домой!

Не вытаптывай растения!

Не шуми!

Не рви цветы!

Не разводи костёр!

Домашним заданием будет придумать к этим правилам условные обозначения и нарисовать их на странице 33 в данных кружках.

Внимание! Карандашом какого цвета их нужно обвести?

Давайте будем настоящими друзьями природы. А девизом для нас послужат эти слова:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

А сейчас мы повторим эти правила. Я показываю условное обозначение, а вы называете правило.

(На экране условные обозначения правил охраны природы).

 

4. Физминутка.

(Звучит приятная мелодичная музыка)

Ребята, закройте глаза и представьте, что мы находимся на живописной поляне на берегу высокогорного озера. Кругом чистый воздух, цветут цветы, поют птицы. Нам легко и спокойно, мы бодры и веселы. Усталость прошла, открываем глаза, слышим ритмичную музыку и нам хочется немного потанцевать.

(Музыка постепенно меняет медленный ритм на быстрый. Дети выполняют танцевальные движения).

 

5. Знакомство с растениями, занесёнными в Красную книгу Кубани.

Мы сегодня познакомимся с некоторыми видами растений, занесённых в Красную книгу Кубани. Некоторые из них вам знакомы. А те, которые вы не знаете, запоминайте.

(Рассказ сопровождается показом рисунков этих растений на экране).

Подснежник кавказский. Имеет небольшой белый цветок в виде колокольчика. Растёт вдоль лесных ручьёв, в зарослях.

Глауциум жёлтый или мочок. Растёт на песчаных морских берегах, скалистых склонах, по долинам реки. Цветки одиночные, крупные, жёлтые или оранжевые с фиолетовым пятном у основания.

Лапина крылоплодная. Декоративное листопадное дерево высотой до 40 м. Цветёт в апреле-мае. Плоды созревают в сентябре-октябре. Плоды – двукрылые костянки, собранные на длинной серёжке.

Самшит колхидский. Вечнозелёное дерево или кустарник. Размножается сенами и черенками. Растёт по долинам рек, в тенистых ущельях.

Касатик. Растении с яркими жёлтыми или синими цветами. Растёт на склонах холмов, на влажных лощинах. Размножается семенами и корневищами. Растение похоже на ирисы.

Тимьян красивенький. Травянистое многолетнее растение. Цветок в виде колоса сиреневый или светло-розовый. Растёт в Мостовском районе, в районе Псебая,  в среднем горном поясе.

Кубышка жёлтая. Многолетнее водное растение с яйцевидными листьями,  с большими жёлтыми цветами, плавающими на воде. Если сорвать цветок, то через разрыв попадает вода и растение загнивает. Размножается частями корневищ и семенами.

Инжир, фиговое дерево, смоковница. Декоративное дерево до 10-12 м. Доживает до 300 и более лет. Цветёт 2-3 раза в году. Плодоносит с 2-3 лет. Растёт в нижнем горном поясе.

Лотос орехоносный. Травянистое земноводное многолетнее растение. Плавающие листья имеют плоскую гладкую пластинку. Цветок на высокой стройной длинной ножке, до 25-30 см в диаметре, ярко-розовый с приятным запахом. Растёт на реке Кубань, лучше растёт в непроточных водоёмах с илистым дно до 2 м.

- Ребята, все растения, занесённые в Красную книгу на одном уроке рассмотреть нельзя. Вы будете с ними знакомиться на протяжении всей учёбы в школе.

(Дополнительное домашнее задание.) А тех, кого заинтересовала эта тема, может сделать задание творческого и поискового характера. Найти сведения о растениях нашего района, нарисовать их рисунок и подготовить короткий рассказ о них. Когда мы соберём эти сведения, то все вместе составим мини-энциклопедию «Красная книга нашего района».

(На экране слайд-шоу растений из Красной книги без комментария).

 

6. Знакомство с животными, занесёнными в Красную книгу Кубани.

Откроем вторую часть Красной книги и познакомимся некоторыми видами редких животных нашего края.

1). Игра «Найди птицу».

В нашем крае большое количество птиц. Но, к большому сожалению многие на грани исчезновения. Познакомимся с ними и поиграем. Игра называется «Найди птицу». В учебнике на странице 31 есть названия птиц, занесённых в Красную книгу. Нужно соединить название птиц с их изображением. В своём ответе вы должны сказать, что помогло вам узнать птиц.

Птицы: кудрявый пеликан, бородач, орлан-белохвост, черноголовая чайка, стенолаз.

 

2) Карта «Охраняемые виды животных».

(На экране данная карта).

Ребята, на этой карте видны редкие и исчезающие виды животные нашего края.

Это млекопитающие: зубр, черноморская афалина, перевязка, выдра кавказская, серна, рысь, переднеазиатский леопард и другие.

Птицы: змееяд, белоголовый сип, сапсан, стервятник, филин, орёл-карлик, скопа, бородач, беркут и  другие.

Амфибии и рептилии: желтобрюхий полоз, оливковый полоз, эскулапов полоз, кавказская гадюка, малоазиатский тритон, средняя ящерица.

Очень много насекомых.

(рассказ сопровождается показом рисунков этих животных).

 

3) Карта «Экологическая ситуация».

(На экране карта «Экологическая ситуация» в Краснодарском крае).

На этой карте видны экологические ситуации, которые сложились в нашем крае. Так мы видим, что г. Тихорецк находится в кризисной, приближённой к острокризисной ситуации. Это значит, что наша земля в опасности.

На карте можно увидеть, какие места находятся в среднекризисной ситуации. А вот это место – уникальное для нашего края. Здесь находится «Кавказский государственный биосферный заповедник.

 

4) Просмотр фильма «Кавказский государственный биосферный заповедник».

Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма «Кавказский заповедник».

- А что такое заповедник? Для чего создаются заповедники?

Корень этого слова -вед- означает ведать, изучать.

Заповедник – это лаборатория, только в живой природе.

На территории заповедников запрещено строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, домов отдыха, турбаз, рубка леса, сбор растений, рыбная ловля, выпас животных, добыча полезных ископаемых.

- Как вы считаете, почему там нет населённых пунктов и удобных дорог, по которым можно было бы проехать и посмотреть на все великолепие окружающей нас природы?

Кавказский заповедник расположен между городами Сочи и Майкопом, в основном на северных и южных склонах Кавказского хребта. Если издали смотреть на эти горы, то они представляются нам в виде зелёного моря, подёрнутого синевато-фиолетовой дымкой.

Природа этих местностей дика и сурова, по горным тропам можно идти 2-3 дня, не встретив ни одного человека.

(Просмотр отрывка из фильма «Дикая природа Кавказа. Кавказский государственный биосферный заповедник»).

 

5)Дополнительное домашнее задание. Ребята, кого заинтересовал животный мир этого заповедника или других заповедников края, может найти дополнительный материал и сделать сообщение к следующему уроку. Этот доклад можно дополнить аппликацией из засушенных листьев на тему «Животные нашего края».

 

6) Знакомство с заказниками края.

Кроме заповедников на территории края есть заказники. Они играют также важную природоохранную роль в крае. Что обозначает это слово?

«Заказ» -очень старинное русское слово и означает запрещение на что-либо.

«Заказано» - значит «не трогай руками или делай разумно».

На этой карте видны, какие заказники есть у нас в крае. Я хочу вам сказать, что на территории края 15 заказников.

(На экране карта «Охраняемые территории и объекты».)

 

5. Закрепление изученного материала.

 

 Викторина «Красная книга Кубани».

Богат животный мир Кубани –

Медведь и зубр, олень и лось.

Когда б ходить в лесу пришлось,

Увидел бы следы кабаньи.

Кронид Обойщиков.

 

Я предлагаю проверить, каких животных вы запомнили, которые обитают в заповедниках нашего края.

 

1. Великан в бору живёт.                                          2. Хоть верь, хоть не верь:

Он сладкоежка - любит мёд.                                     Пробегал по лесу зверь

Когда испортится погода,                                         Нёс на лбу он неспроста

Ложится спать – да на полгода.                                Два развесистых рога.

(Медведь).                                                                   (Олень).

 

3. Весь день рыбак в воде стоял,                              4. Эта жительница гор

Мешок рыбёшкой набивал.                                       Любит ветер и простор,

Закончил лов, забрал улов,                                        Любит раннюю весну,

Поднялся в высь – и был таков.                                 Запах трав и тишину.

(Пеликан).                                                                     (Серна).

 

5. Днём сидит он как слепой                                     6. Бегает среди камней,

А под вечер на разбой.                                                Не угонишься за ней.

(Филин).                                                                        Ухватил за хвост, но – ах!

                                                                                       Удрала, а хвост в руках.

                                                                                      (Ящерица).

(На экране по очереди появляются рисунки отгаданных животных).

 

6. Итог урока.

 

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог:

- Как вы думаете, будущий Президент  России почувствовал нашу боль и тревогу о природе нашего края?

- Сумели ли мы ему рассказать о Красной  книге Краснодарского края?

Заключительное слово учителя:

Интерес к нашему краю возрастает, развернулось широкое строительство, возводятся олимпийские комплексы для будущей олимпиады в городе Сочи в 2014 году, и мы должны помнить о животном и растительном мире, который мы должны сохранить для будущих поколений.

Этот урок я хочу закончить словами-обращениями ко всему человечеству:

 

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой мы в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу

И трелью птиц весёлой, звонкой

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Используются технологии uCoz